Светлана Вахрушева
Организация и реализация оздоровительной деятельности посредством спортивных праздников с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и реализация оздоровительной деятельности посредством спортивных праздников с участием родителей
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Организация и реализация оздоровительной деятельности посредством спортивных праздников с участием родителей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Основными задачами
охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста являются:
-укрепление здоровья детей;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
-создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
-приобщение детей к традициям большого спорта;
-сплочение детско-родительских отношений и приобщение их к ЗОЖ.
Работа с родителями :
является неотъемлемой частью образовательного процесса любого дошкольного учреждения.
В совместной работе нашего детского сада и семьи по физическому воспитанию детей используются различные формы такие как:
- дни открытых дверей, собрания, консультации,
- семинары, спортивные праздники и физкультурные досуги с участием родителей.
Спортивные праздники могут стать одной из наиболее ярких и удачных форм приобщения семей к физической культуре, внедряя ее в повседневный быт семьи.
На праздниках родители и дети могут проявить себя в разных видах спорта, осваивать различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности.
Кроме того, совместные праздники позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью.
Спортивные праздники - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.
• К празднику готовится весь коллектив дошкольного учреждения, составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей. Создавая сценарии, можно обратиться к практическому опыту разных авторов: Шмакова С. А., Яковлева В. Г., Кедрина Т. Я., Афанасьева С. П., Козак О. Н., Щербак А. Н.
• Праздники помогают донести до сознания маленьких граждан представления о явлениях общественной жизни, воспитывать уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям. Ребята приобщаются к идее о том, что счастливое детство возможно лишь при условии сохранения мира на всей Земле.
По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом:
• Комбинированный. Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений.
• На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т. д.).
• На основе спортивных упражнений. Организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом).
• На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.
• Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т. п.
Методы проведения
• Игровые (проводятся с детьми всех возрастов).
• Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет). Участники двух и более команд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем
• Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.
• Творческие. Цель - формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т. п.). Проведение таких праздников требует от взрослого высокого профессионализма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.
Место проведения
• на спортивной площадке или стадионе;
• в природных условиях (в лесу, у водоема, на поляне);
• в спортивном зале.
Состав участников на празднике :
дети 2-3 лет.
Праздник проводится как веселое соревнование. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты.
• дети 4-5 лет праздник-развлечение, в котором преобладают сюжетные игры и музыкальные сюрпризы.
• дети от 4 до 7лет и взрослые.
Праздник строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.
• дети 6-7 лет.
Праздник строится на играх с элементами соревнования или спортивных играх.
Использование оборудования, инвентаря, пособий
• Инвентарь спортивный, физкультурный и туристический.
• Природный материал (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камушки, пеньки, бревна и т. п. - в зависимости от сезона и природного окружения).
• самодельное или приспособленный инвентарь. В ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды, лестница, бельевая веревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты, даже пластиковые бутылки, наполненные песком, и т. п.
• сюжетные игрушки и игровые пособия для детей младшего возраста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).
В зависимости от сезона
Педагогические требования к организации спортивных праздников :
1. Разработка сценария. При составлении плана-сценария праздника необходимо :
обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
При разработке сценария следует учитывать основную его идею, девиз, под которым он проходит.
2. Подготовка детей. Вся подготовительная работа с детьми в группах ведётся постепенно. Воспитатель или инструктор по физкультуре систематически проводит с детьми все предусмотренные программой формы работы и виды занятий по физической культуре. Определенные виды физических упражнений и игр, включенные в содержание праздника, усваиваются детьми постепенно на физкультурных занятиях, повторяются на утренней гимнастике, прогулке путем организации подвижных и спортивных игр.
3. Оформление праздника. Вся окружающая обстановка должна вызывать у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника. В помещении детского сада и на участке летом развешиваются гирлянды, шары, разноцветные флажки, картинки, плакаты со спортивной тематикой. Территория участка заранее приводится в порядок — поливаются зеленые насаждения, подметаются, посыпаются песком дорожки, на площадке красиво располагаются пособия и игрушки.
В зимнее время участок украшается снежными фигурами хорошо знакомых детям животных, персонажей сказок (зайца, лисицы, медведя и др., расчищаются от снега дорожки, заливаются каток, дорожки для скольжения, приводятся в порядок снежные постройки (горки, валы и лабиринты, прокладывается лыжня. Места выступлений детей зимой украшаются цветными флажками, льдинками, серпантином, мишурой.
В обязанности ответственных за художественное оформление входит подготовка объявлений для родителей, праздничных плакатов, транспарантов, пригласительных билетов для гостей праздника
4. Судейство.
В состав судейской коллегии входят заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, принимающих участие в празднике, родители, проявляющие интерес к физкультуре и спорту. На совете судейской коллегии (совещании) следует обсудить требования к выполнению различных номеров праздника, определить критерии оценки с учетом возрастных особенностей участников
Методические требования
• Длительность праздника : детей 3-5 лет 45-50 минут ;
дети 6-7 лет 60-90 минут. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями.
• Начало праздника. В назначенный для проведения праздника день с утра уже должна быть создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок (или группа детей) вместе с инструктором по физкультуре, воспитателем или его помощником отвечает за конкретную часть подготовительной работы: кто-то разносит пригласительные билеты, кто-то расставляет скамейки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло. Профессионализм организаторов заключается и в том, чтобы вовлечь в процесс подготовки праздника всех, не пресекать инициативу детей, а предоставить им возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия.
• Ход праздника :
-Первая - вводная – часть
начинается с торжественной части — выхода участников в зал или на физкультурную площадку.
-Основная часть
-Заключительная
-Подведение итогов
-Награждение