Лариса Соколова
Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация познавательно-исследовательского проекта
для детей старшего дошкольного возраста
«Связь времен в семейных традициях и увлечениях»
в МБДОУ детском саду № 9 «Рябинка» г. Сергача
Авторы и участники проекта:
дети и родители подготовительной к школе группы № 2 «Солнышко»,
воспитатели Соколова Лариса Юрьевна,
Игнатьева Ольга Николаевна,
музыкальный руководитель Гусева Наталья Владимировна
МБДОУ детский сад № 9 «Рябинка»,
г. Сергач, Нижегородская область
Публикация «Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Познавательно-исследовательский проект «Связь времен в семейных традициях и увлечениях» начал реализовываться в нашем детском саду по инициативе детей, родителей и педагогов.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Проводя с детьми большую часть времени, в процессе бесед, совместной деятельности, наблюдая за общением детей друг с другом, мы заметили то, что дети очень мало знают о своих родителях, о бабушках и дедушках, где работают, чем занимаются, и почти ничего не знают о прабабушках и прадедушках. Многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер. Просто знакомых людей приписывают к членам своей семьи. Дети затрудняются назвать любимый праздник своей семьи, традиции и увлечения семьи. Не знают историю своего рода, своей семьи. Вот так совместно родилась идея проекта «Связь времен в семейных традициях и увлечениях».
Цель проекта: Расширить представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель, май).
Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители, социокультурные партнеры: Сергачский краеведческий музей
им. В. А. Громова, Центральная детская библиотека.
Объект исследования: члены семьи.
Предмет исследования: родственная взаимосвязь между членами семьи.
Задачи проекта:
- Формировать представления о собственной семье, ее ценностях и традициях;
- Развивать познавательный интерес детей к прошлому, настоящему и будущему своей семьи;
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, сочувствие, любовь и уважение ко всем членам семьи;
- Формировать элементарные представления детей о родословной свей семьи;
- Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместной творческой деятельности;
- Развивать любознательность и позитивную мотивацию;
- Способствовать применению полученных знаний в продуктивных видах деятельности;
- Привлечь сотрудников Сергачского краеведческого музея имени В. А. Громова, Центральной детской библиотеки им. С. И. Шуртакова для организации детских экскурсий, получения информации.
Способы и средства достижения результата:
- Поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к познавательной активности детей;
- Организация экскурсий и целевых прогулок;
- Организация ООД;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин;
- Чтение и обсуждение: сказок, рассказов, стихов о семье;
- Организация продуктивных видов детской деятельности;
- Организация дидактических игр;
- Показ слайдов, презентаций;
- Организация выставок и конкурсов детского и семейного творчества;
- Привлечение социокультурных партнеров;
- Участие детей, родителей и педагогов в создании мини-музея.
Образ конечного результата:
- Повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно- исследовательской деятельности;
- Сформированы знания о семье, ее ценностях, традициях;
- Появилось желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;
- Укрепились детско-родительские отношения;
- Созданы продукты совместной деятельности: альбом «Пословицы и поговорки о семье», альбом «Детские стихи о семье», альбом «Беседы по картинкам «Моя семья», альбом с репродукциями картин художников, картотека загадок о семье, книги для детей по теме «Семья», рассказы для детей, которые учат добру и справедливости, раскраски по теме «Семья», дидактические игры о семье «Семейный портрет», «Какой, какая», «Семейное древо», «Кто кому кто?», «Семья», творческие работы детей и родителей, медиатека «Детям о семье, лэпбук-шкатулка «Моя семья»; куклы в технике текстильной пластики.
- Подготовлены конспекты занятий, родительское собрание «Семейный альбом, или путешествие в прошлое моей семьи», консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»;
- Подготовлено интерактивное тестирование детей по проекту;
- Подготовлены слайды, презентации для детей и родителей «Семья», обучающая игра-презентация «Моя семья»;
- Создан мини-музей «Семейная мастерская».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный: 1 и 2 недели апреля;
Практический: 3 и 4 недели апреля, 1 и 2 недели мая;
Заключительный: 3 и 4 недели мая.
Подготовительный этап начался с изучения источников информации к проекту: подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, интернет-ресурсов по данной теме. Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Веракса Н. Е., Галимив О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников; Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет); Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет; Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет; Бабыкина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи; Журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2015, Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.
Затем были определены социокультурные партнеры и изучены их возможности. Со всеми партнерами определили дату организации детской экскурсии.
Дальнейшие шаги подготовительного этапа:
- Составление плана работы над проектом;
- Подбор наглядного материала: фотографии, иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы о семье, подбор слайдов, презентаций для детей и родителей;
- Разработка интерактивного тестирования по проекту. Первоначальная педагогическая диагностика;
- Разработка конспектов занятий, экскурсий с использованием современных активных методов работы с участниками проекта;
- Подготовка проекта мини-музея «Семейная мастерская»;
- Планирование взаимодействия с родителями воспитанников.
Входная педагогическая диагностика по проекту заключалась в ответах детей на 5 вопросов:
1. Перечисли всех членов семьи, проживающих вместе с тобой.
2. Назови их полные имена (Фамилия, Имя, Отчество).
3. Знаешь ли ты дни рождения своих родственников?
4. Какие увлечения есть у членов твоей семьи?
5. Какие семейные традиции соблюдаются в твоей семье.
При анализе результатов выявилась проблема: мы заметили то, что дети очень мало знают о своих родителях, о бабушках и дедушках, и почти ничего не знают о прабабушках и прадедушках. Многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер. Просто знакомых людей приписывают к членам своей семьи. Дети затрудняются назвать любимый праздник своей семьи, традиции и увлечения семьи. Не знают историю своего рода, своей семьи.
Результаты входной педагогической диагностики показали слабые знания детей о своей семье, большинство ответов оказались несформированными или частично сформированными.
Практический этап. Вся дальнейшая работа над проектом была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, детей, педагогов. В этом помогли такие формы работы, как коллективная совместная деятельность при изготовлении альбомов, дидактических игр, пособий. Родителям предлагалось совместно с детьми найти загадки, пословицы, поговорки о семье, стихи, разучить их с детьми. Семья Вохминцевых изготовила лэпбук-шкатулку «Моя семья», в которой представлены семейные фотографии, стихи, пословицы о семье.
Семья Кругловых изготовили целую семью кукол (маму, папу, дедушку, бабушку и двух малышей – мальчика и девочку) из капроновых колготок (техника текстильной пластики).
С целью создания положительного эмоционального фона в семье и в детском саду, укрепления детско-родительских отношений в нашей группе «Солнышко» прошла акция «Ладошка в ладошке». В процесс были включены дошкольники и их семьи: родители, сестры и братья.
На цветной бумаге родители и дети обводили контуры своих рук и вырезали их. Ладошки накладывались друг на друга и скреплялись между собой, на них писали имена и фамилию семьи. Из ладошек получились веселые лучики - семьи. Дети приносили их в группу, где лучики - семьи стали частичкой большого, теплого, ласкового, доброго солнышка – солнышка, которое светит всем детям и родителям нашей большой группы – группы «Солнышко».
Продуктами совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей стали многочисленные дидактичекие игры, раскраски, медиатека по проекту, альбомы: «Пословицы и поговорки о семье», «Детские стихи о семье», «Беседы по картинкам «Моя семья»», «Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские», альбом с репродукциями картин художников, картотека загадок о семье, книги для детей по теме «Семья», рассказы для детей, которые учат добру и справедливости.
Было проведено родительское собрание «Путешествие в прошлое своей семьи».
В группе была организована выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Моя семья», выставка «Генеалогическое древо семьи», фотовыставка «Моя дружная семья».
Во время экскурсии в Центральную детскую библиотеку в игровой форме продолжилось знакомство детей с семейными традициями известных семей нашего города.
Во время экскурсии в Сергачский краеведческий музей имени В. А. Громова дети познакомились с житием святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев.
В процессе реализации проекта нами были созданы новые дидактические игры о семье «Семейный портрет», «Какой, какая», «Семейное древо», «Кто кому кто?».
На заключительном этапе проекта состоялось открытие мини-музея «Семейная мастерская» в подготовительной к школе группе № 2 «Солнышко», где сконцентрировался весь материал и пособия по проекту.
Сравнительная диагностика по проекту показала положительную динамику. За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в сравнительной педагогической диагностике. Дети узнали свои корни, стали представлять, что такое род, родословная, семья. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «родной дом», «мои родственники» и др. В процессе работы над проектом мы как и дети более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. В ходе совместного проекта еще раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей необходима нам педагогам, и жизненно необходима детям. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогает нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания. Устанавливаются доверительные детско-родительские отношения. Родители из наблюдателей превращаются в активных участников образовательной и воспитательной жизни своих детей в детском саду. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от качества их общения со своими детьми и времени, которое они потратят на это.
На официальном сайте детского сада и на персональном сайте воспитателя Соколовой Ларисы Юрьевны размещена информация о ходе реализации проекта, мероприятиях, связанных с проектом, презентации, конспекты НОД, фотографии.
Результатами реализации проекта мы начали делиться с педагогическим сообществом на международном образовательном портале МААМ. RU.
Проект планируем представить на РМО педагогов дошкольных
образовательных организаций Сергачского района по познавательному развитию; опубликовать статью о реализации проекта в газете «Сергачская жизнь» и на сайте ДОУ.
Библиографический список:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. Н., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Веракса Н. Е., Галимив О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
6. Бабыкина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. - М. : ТЦ Сфера, 2016.
7. Журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2015. – М. : ТЦ Сфера.
8. Зверева О. Х., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
9. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.