Наталья Назарова
Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панькова) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории» размещена в разделах
Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. Эта деятельность является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста (Н. Н. Поддъяков).
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей:
1. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
2. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
3. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активности ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развитие личности, психическое развитие.
При реализации приоритетного направления по экологическому воспитанию в нашем ДОУ были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В старшей группе открылась мини-лаборатория, в которой дети проводят простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов, учатся обобщать, делать выводы.
В качестве оборудования для проведения опытов используются:
1. Приборы помощники: увеличительные стекла, безмен, песочные часы, разнообразные магниты.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые стаканы, ковши, ведёрки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, земля, глина, уголь, песок, шишки, семена фруктов и овощей и др.
4. Бросовые материалы, разного размера и формы: кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, деревянные катушки и др.
5. Медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, мерные ложечки, шприцы (без игл, резиновые груши и вата.
6. Прочие материалы: зеркала, веера, поддоны, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.
Эксперименты могут быть самыми различными, но главное – интересными и привлекательными для дошкольников, они должны также соответствовать их возрасту. Не стоит забывать и о технике безопасности. В лаборатории могут в свободном доступе для детей быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни. Например, использование таких веществ как сода, лимонная кислота, уксус и др. могут использоваться с большой осторожностью только непосредственно самим воспитателем, после тщательного продумывания всех возможных нюансов, которые могут возникнуть во время проведения опыта.
Эксперименты имеют четкую структуру проведения:
1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. проверка гипотез;
4. подведение итогов, вывод;
5. фиксация результатов (если это необходимо);
6. вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Важно, чтобы в исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее наметить новые ориентиры.
Проведение опыта, последовательность всех действий воспитатель должен обязательно сопровождать словами. Подводя итоги, можно еще раз поинтересоваться у детей, «Как у нас получилось? В чем секрет?», так как возможно во время наблюдения за происходящим у них возникли новые варианты ответов. Выводы следует делать совместно, задавая наводящие вопросы. В конце нужно поблагодарить всех за участие в эксперименте.
Практически все опыты вызывают живой интерес у детей, и они сразу же хотят повторить его. Воспитатель должен быть готов к такой ситуации и заранее подобрать все необходимые материалы в достаточном количестве. В зависимости от располагаемого времени и устойчивости интереса можно повторить опыт несколько раз, предоставляя возможность детям часть эксперимента (определенные действия) совершать самостоятельно. Таким образом, в процессе проведения опытов дошкольники знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания об основных физических и химических явлениях.
Большую поддержку в популяризации детского экспериментирования оказали родители наших воспитанников. Многие из них, особенно те, кто принимал активное участие в создании лаборатории в своей группе, организовали домашние мини-лаборатории, занялись поиском интересных и доступных для осуществления опытов. По признанию родителей, экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало интересным и увлекательным занятием для всей семьи. Своими наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся с другими на родительских собраниях. Исследовательская деятельность дошкольников, самостоятельный поиск информации и детское экспериментирование дают возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество. Ребенок получает возможность применить полученные знания из разных областей на практике, ощутить уверенность в себе, почувствовать вкус к исследовательской деятельности, развить самостоятельность.
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.
Список литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей старшего и среднего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
2. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. - СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Л. Н. Прохорова. Экологическое воспитание дошкольников. : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2004.
4. Ребёнок в детском саду. – 2003. - №3. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. С. 4-12.
5. Ребёнок в детском саду. – 2003. - №4. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. С. 11-20.
6. Ребёнок в детском саду. – 2009. - №3. Исследовательская деятельность детей. С. 7-10.