Наталья Касаткина
Реализация системно-деятельного подхода в группах раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Реализация системно – деятельностного подхода в детском саду.
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
В системно – деятельном подходе категория деятельности «занимает одно из ключевых мест», а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того чтоб знания воспитанников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять воспитанниками, развивать их познавательную деятельность.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема.
Публикация «Реализация системно-деятельного подхода в группах раннего возраста» размещена в разделах
Деятельностный подход предполагает :
- наличие у детей познавательного мотива (желание узнать открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того что именно нужно выяснить, освоить)
- выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение детьми способа действий позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у детей умение контролировать свои действия – как после их завершение так и по ходу;
- включение содержания обучения в контексте решение конкретных жизненных задач.
«Золотые правила» деятельностного подхода :
1) Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
2) Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
3) Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
4) Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ;
5) Учи анализировать каждый этап работы;
6) Критикуя, стимулируй активность ребенка;
Структура деятельности:
1) Педагог создает проблемную ситуацию;
2) Ребенок принимает проблемную ситуацию;
3) Вместе выявляют проблему;
4) Педагог управляет поисковой деятельностью;
5) Ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
6) Обсуждение результатов.
Основная педагогическая задача.
Чему учить? (Обновление содержания.)
Ради чего учить? (Ценности образования.)
Как учить? (Обновление средств.)
Суть системно – действенного подхода в образовании :
- «расскажи – и я забуду,
- покажи – и я запомню,
- дай мне сделать самому – и я пойму»
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого.
Особую роль ФГОС ДО отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье в профессиональной деятельности и др. А для того чтобы ребенку было комфортно, интересно, чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность – будь то игра, проектирование или любое художественное творчество – необходима соответствующая развивающая среда. Все что окружает ребенка – помогает ему развиваться.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, образовательная деятельность, а так же и игра, выступают как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствуют развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Поэтому важен системно – деятельностный подход в дошкольном образовании. Системно- деятельностный подход помогает детям самим открывать знания, выстраивать их в систему, применять на практике.
Чтобы дать ребенку знания об окружающем мире, мы в детском саду используем системно – деятельностный подход.
Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности
(познавательная активность, воображение, творческая позиция и мн. др.) Причём все эти способности не возникают сами по себе, как вследствии маленького возраста ребенка, но требует непременного участия взрослого. В сотрудничестве ребенок одновременно получает внимание взрослого и его участие в действиях ребенка.
На протяжении всего раннего возраста от 1,5 до 3-х лет ребенок знакомиться усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладение речью способствует развитию наглядно – образного и символического мышления на следующем возрастном этапе.
На третьем году жизни ребенок совершенствует основные действия с предметами, стремится проявить свою активность, постепенно усложняя игры.
Я работаю по направлению «Сенсорное развитие посредством дидактических игр» на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС», потому что дети младшего дошкольного возраста видят окружающий его мир «глазами и руками».
Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал: «Все дело в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».
Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста?
- дети учатся сосредотачивать внимание,
-развиваются умственные усилия,
- развиваются умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности,
- они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий,
- формируются представления,
- усваиваются полученные знания.
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.
Я ставлю детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Дидактические игры я использую как в познавательных, так и в занимательных областях.
Работу провожу поэтапно. Сначала учу детей различать величины и цвета, подбирать одинаковые. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Работу по световосприятию продолжаю в сюжетно-ролевых играх.
Используя дидактический материал, предлагаю детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку».
Развиваю у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагаю дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Собери бусы».
Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».
При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.
Для создания игр, использую самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки и т. д.
В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений.
Я использую природный материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.
Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”.
Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.
Следующий раздел уголка – “Кладовая природы”.
Для развития всех органов чувств, здесь подобран материал, который создала сама природа.
Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа сопровождается разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, их происхождением, назначением.
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.
В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада, который используется в основном в летнее время.
Проходя по сенсорному маршруту на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и сенсорные модули.
Моими помощниками в изготовлении игрового материала, конечно же, являются родители.
С ними мы изготовили «Шнуровальные планшеты», «Цветные пуговички», «Собери и расскажи», «Веселые мишки» и др. (они представлены вашему вниманию).
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей.
Считаю, что занятия по сенсорному воспитанию необходимо проводить с детьми в возрасте от двух лет.
Данные занятия одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Занятия с детьми третьего года жизни желательно проводить подгруппами.
В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка.
Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
Обучение сенсорному воспитанию я провожу с детьми 2 раз в неделю. Ввиду того что большой интервал между деятельностями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, по счету, окружающему миру и др.
Работа на повторение не должна быть полностью идентичным основной деятельности.
Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.
Однако не следует думать, что при обучении детей не нужна повторность. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
Есть хорошая притча:
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».
Давайте играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!