Надежда Беленко
Реализация районного проекта «Учитель русских учителей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация деятельности по нравственному, познавательному, речевому развитию, приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре через восприятие произведений К. Д. Ушинского.
Задачи:
1. Обогащать личный опыт каждого ребенка с использованием произведений К. Д. Ушинского;
2. Продолжить работу по формированию у детей бережного отношения к природе, духовно-нравственных понятий;
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
3. Продолжить работу по развитию познавательной активности и интереса к детской художественной литературе через разные формы работы; развитие речи детей, активизация словарного запаса;
4. Воспитание любви и уважения к творчеству писателя, к своей малой Родине; желание и умение работать в детском коллективе, договариваться, проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность:
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Формирование связной речи – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа – это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам живой и неживой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребенка к окружающему миру, опираясь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны. Творчество К. Д. Ушинского – замечательного педагога – близко и понятно детям, поскольку его яркие произведения открывают им огромный мир, который они познают.
Принципы реализации проекта :
- Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;
- Интеграция;
- Координация деятельности воспитанников;
- Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.
Материально-техническая оснащенность: демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, компьютер, элементы костюмов, игрушки, природные материалы, оборудование и материалы для продуктивной деятельности.
Продукт проектной деятельности :
- выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;
- картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;
- иллюстрации к рассказам писателя;
- консультация для родителей
-фото отчет о проведении проекта.
-защита районного проекта в мини - библиотеке. Видео презентация проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Для детей: - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, знание сказок К. Д. Ушинского;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.
Для родителей:
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей;
-приобщить родителей к проблеме чтения;
-развивать совместное творчество родителей и детей;
Вид проекта : познавательно - творческий.
Участники реализации проекта : воспитатели, дошкольники старшего возраста и родители (законные представители).
Сроки проведения: с 1.02.2023г. -30.04. 2023г.
1 этап – подготовительный 01.02.2023- 10.02.2023г (составление плана работы с детьми по реализации проекта : подбор литературы, мультфильмов, иллюстративного материала, создание презентаций, подготовка цикла бесед, составление конспектов мероприятий для детей. Подготовка материалов для работы с родителями. Планирование мероприятий для педагогов.
2 этап – этап реализации - 13.02.2023 - 16.04.2023 (проведение разнообразных форм работы с детьми, совместная работа всех участников образовательных отношений - воспитателей, детей и родителей, работа с социальными партнерами);
3 этап – завершающий - 17.04.2023 - 30.04.2023г (подведение итогов реализации проекта в ДОУ района, пополнение Банка методических мероприятий в ИМЦ, награждение активных участников мероприятий).
Реализация 2 этапа районного проекта в МКДОУ №7
«Учитель русских учителей» - выполнение намеченных задач через проведение мероприятий. Апробация разработанного в ходе подготовительного этапа методического материала осуществляется на втором основном этапе, который реализуется с февраля по апрель. В образовательный процесс, включена система занятий в разных видах деятельности, что предполагает погружение в темы «Наша страна Россия», «В мире животных». Разнообразные формы деятельности с детьми, родителями (законными представителями).
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, просмотр мультфильмов по произведениям К. Д. Ушинского, игры (дидактические, подвижные, выставка творческих работ).
Перспективный план реализации районного проекта
«Учитель русских учителей» с дошкольниками.
Мероприятия. Тема Группа Ответственные
Литературная гостиная. Знакомство с биографией и творчеством К. Д. Ушинским. старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
ООД. режимные моменты Чтение произведений К. Д. Ушинского: «Четыре желания», «Умей обождать», «Два плуга», «Ласточка», «Спор животных», «Мышки», «Васька», «Гусь и журавль»,«Бишка», «Играющие собаки», «Петушок с семьей», «Неладно скроен, да крепко сшит», «Пчела и мухи», «Гуси», «Уточки», «Грядка гвоздик», «Два козлика», «Дятел», «Орел», «Спор деревьев», «Ветер и солнце», «Ворона и рак», Слепая лошадь», «Лиса Патрикеевна», «Как аукнется, так и откликнется», «Дедушка», «Как рубашка в поле выросла» и т. д. старшая Панькова Е. В. ,Беленко Н. В.
Мини-библиотека. Оформление выставки книг произведений Ушинского, оформление стенгазеты «Биография и произведения К. Д. Ушинского», просмотр видео–роликов, рассматривание иллюстраций, прослушивание произведений К. Д Ушинского, работа по презентациям. старшая Беленко Н. В. ,Панькова Е. В.
Мини-библиотека.
Выставка детских рисунков и поделок из бросового материала, по прочитанным совместно с родителями произведениям. старшая Беленко Н. В. ,Панькова Е. В.
Режимные моменты. Проведение дидактических игр, подвижных игр, пальчиковых игр: д/и «Собери картинку», «Назови сказку», «Спектакль игрушек», «Сложи картинку», «Что бывает белым», «Дорисуй героя»,«Покажи и назови»,«Парные картинки»,«Маленькие помощники»,«Подбери признак»,«Составь предложение», «Чья, чей, чье?», «Продолжи предложение»,«Назови ласково», «Угадай, к какому рассказу (сказке) иллюстрация», «Узнай героя рассказа (сказки) по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети», «Четыре времени года», «Угадай время года по музыке».
игры с блоками Дьенеша, «Танграм» – выкладывание собачки, зайки, человека, лошадки; игры с палочками Кюизенера – выкладывание мышки, домика, собачки, медведя, игры с кубиками Никитина. п/ и: «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Медведи», «Мы веселые ребята»
пальчиковые игры: «Маленькая мышка по городу бежит», «Птицы», «Веселый зайчик», «Ежик», «Птицы», «Полосатая пчела», «Птицы». старшая Панькова Е. В., Беленко Н. В.
Литературная гостиная. Викторина «Умники и умницы» по произведениям К. Д Ушинского. старшая Панькова Е. В., Беленко Н. В.
ООД. Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа). старшая Беленко Н. В. ,Панькова Е. В.
Гала-представление «Что за прелесть эти сказки!» старшая Беленко Н. В. ,
Панькова Е. В.
Литературная гостиная. «День счастья»,
Викторина «По страницам сказок и рассказов К. Д. Ушинского» старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Творческая мастерская. Продуктивная деятельность по прочитанным произведениям: нетрадиционное рисование времен года, аппликация «Подснежник», оригами «Собачка», «Лиса». «Заяц» старшая Панькова Е. В., Беленко Н. В.
ООД. Пересказ текста с опорой на схемы: «Ласточка», «Четыре желания», «Грядка гвоздики» старшая Панькова Е. В., Беленко Н. В.
Режимные моменты. Разыгрывание этюдов, упражнений с элементами ТРИЗ: драматизация сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», упражнение «Хорошо - плохо», упражнение «Диалог козликов», этюд импровизация «Пчела и мухи», этюд «Петушок и курочка», упражнение «Переделываем сказку», этюд «Лиса и журавль». старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Мини - библиотека. Выставка книг К. Д. Ушинского, его портрета, оформление стенгазеты «Жизнь и творчество К. Д. Ушинского», оформление картотеки пословиц и поговорок. старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Литературная гостиная.
Презентация «Мир произведений К. Д Ушинского» старшая Беленко Н. В. ,
Панькова Е. В.
Создание картотеки пословиц и поговорок о дружбе, о доброте, о качествах человека, о семье, о Родине. старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Литературная гостиная. Групповой, межгрупповой конкурс чтецов (из книги К. Д. Ушинского «Родное слово») старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Совместное мероприятие с Павловской СЮН «Мудрость произведений К. Д. Ушинского» Домашние питомцы и уход за ними. старшая педагог дополн. образования Кирнасова О. В., Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Совместное мероприятие с Павловским ЦДТ «Мудрость произведений К. Д. Ушинского» Изготовление героев произведений К. Д. Ушинского в технике – тестопластика. старшая педагог дополн. образования Романенко Н. П. ,
Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Творческая мастерская. Из изготовление поделок, стенгазет, календарей, адвент- календаря по произведениями творчеству К. Д. Ушинского. старшая
Панькова Е. В., Беленко Н. В.
Изготовление лэпбуков, флешбуков по произведениям К. Д. Ушинского. старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
«Ярмарка народных мастеров» защита - выставка поделок, работ. старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Развлечение «Веселая ярмарка» представление товара старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В., Ремаренко Т. В.
Перспективный план реализации проекта «Учитель русских учителей»
с родителями (законными представителями) «Никогда не обещайте ребенку,
чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его» К. Д. Ушинский
Мероприятия. Тема Группа Ответственный
Уголок для родителей. Размещение информационного и иллюстративного материалы «Мудрость произведений К. Д. Ушинского» старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Советы родителям «Читаем и воспитываем» (совместное чтение и обсуждение рассказов К. Д. Ушинского). старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Уголок для родителей Размещение перечня произведений К. Д. Ушинского, соответственно возрастной группы. старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Фотоконкурс «Читаем произведения К. Д. Ушинского всей семьей» старшая Панькова Е. В., Беленко Н. В.
Выставка детских поделок из бросового материала по произведениям К. Д. Ушинского (совместное творчество с родителями). старшая Панькова Е. В., Беленко Н. В.
Консультация «Нравственное воспитание по К. Д. Ушинскому». старшая Панькова Е. В.
Консультации по изготовлению книжек-малышек совместно с детьми. старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Мастер-класс «Бумажные фантазии по сказкам К. Д. Ушинского» старшая Беленко Н. В.
Просветительский час «Читаем произведения К. Д. Ушинского детям» старшая Беленко Н. В., Панькова Е. В.
Результаты:
Расширены знания детей, повышен уровень духовно-нравственного воспитания воспитанников. Обогащена предметно-пространственная развивающая среды группы, улучшены взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой.
- Дети знают портрет и произведения К. Д. Ушинского.
- Проявляют эмоциональное отношение к произведениям К. Д. Ушинского, выражают свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.
- Участвуют в беседе, высказывают свое мнение.
- Связно, последовательно и выразительно пересказывают небольшие сказки, рассказы К. Д. Ушинского.
- Драматизирует небольшие сказки К. Д. Ушинского.
- Называют времена года, знают их особенности.
- Бережно относятся к природе.
- Понимают, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
- Умеют решать спорные вопросы и улаживать конфликты в игре с помощью речи: убеждают, доказывают, объясняют.
Литература:
1. Н. В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
3. Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М. : ЭКСМО, 2011.
4. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1995.
5 Интернет ресурсы