Ольга Курова
Реализация работы педагога-психолога при подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
О. В. Курова
МКДОУ ШР «Детский сад № 4 «Журавлик», г. Шелехов
Реализация работы педагога-психолога при подготовке детей к школе.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития ребенка, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Важное значение в системе образования занимает подготовка детей к школе. Переход от дошкольного детства к школьному – это ответственный этап. Для детского организма детей адаптация к новым условиям требует перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Темочки
Часто психологическую готовность к школе многие родители понимают очень узко: это умение читать, писать и считать. Однако, речь идет о полной перестройке деятельности ребенка и всего образа жизни, о переходе к качественно новую стадию развития. Это связано с глубочайшими изменениями всего внутреннего мира ребенка, которые распространяются как на интеллектуальную, так и на мотивационную и эмоционально- волевую сферы личности ребенка. Педагоги ДОУ делают очень многое в этом направлении, обеспечивая преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. В процессе образовательной деятельности они развивают у детей творческое воображение, память, речь, логическое мышление, прививают навыки культуры общения.
Однако, подготовки к школе в детском саду родителям, как правило, не хватает и они стремятся найти дополнительные источники обучения детей. В нашем детском саду мы готовы предоставить родителям такую услугу. В рамках дополнительного образования я провожу занятия по программе, которая так и называется «Скоро в школу». Хотелось бы поделиться своим опытом работы в этом направлении с коллегами.
Предварительно вопрос о включении в данный вид работы с детьми обсуждается на родительском собрании, составляется договор между образовательной организацией и родителями. Родители знакомятся с обучающей программой, которая публикуется на сайте учреждения.
Главное назначение дополнительных занятий - снизить тревожности перед предстоящей учебой в школе, развить произвольные формы поведения, научить детей точно и ясно выражать свои мысли, углубить математические навыки, укрепить мелкую моторику, овладеть понятиями: «звук», «буква», «слово». Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Задания, предусмотренные программой, имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Отличие дополнительных занятий от основных занятий в садике состоит в том, что используется не фронтальный метод, а подгрупповой, то есть на занятиях присутствует не более 5 человек. Занятия начинаются во 2 половине дня, не в ущерб той форме работы, которую планируют воспитатели групп.
На занятиях с детьми использую индивидуальные «рабочие листы», заключающихся из различных заданий и упражнений, сосредоточенных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций.
Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. У каждого ребенка есть личная тетрадь в крупную клетку, в которой на они прописывают задания по образцу. Дети учатся ориентироваться в тетради: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. После работы ребенок обязательно получает яркую наклейку за трудолюбие и старание.
Следующий прием для развития мелкой моторики- «показ» стихотворения или пальчиковая гимнастика. Ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль помогает ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. Так же хорошо развивают моторику и речь пальчиковый театр. Я использую всевозможные игровые персонажи, как купленные, так и сделанные своими руками. Дети придумывают мини-спектакли и с удовольствием показывают их в своих группах остальным ребятам в свободное время.
На дополнительных занятиях мы активно обсуждаем темы: «Правила для воспитанных первоклассников», «Чему учат в школе. Со всей группой проводим экскурсии в ближайшую школу с целью ознакомления детей с зданием школы, с посещением классных комнат, спортивного зала где снимаются барьеры неизвестности, тревожности детей. Таким образом, преимущество дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает составляющую общего образования, содействует применению знаний в дошкольном учреждении, активизирует мотивацию детей к предстоящему обучению в школе.
Работа по обучению дополнительной программы «Скоро в школу» проводится мною 3 года и показывает хороший результат, который оценивают сами дети, родители и воспитатели подготовительных групп.
Литература
1. Арсеневская О. Н., Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5 – 7 лет. ФГОС ДО / О. Н., Арсеневская, – Волгоград: Учитель, 2017. – 163 с.
2. Григорьева Г. Г., Тишкина Ю. А., Проблемы подготовки детей к школе в системе современной модернизации дошкольного образования. //
3. Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – с. 7 – 10.
4. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии 32 учебно- игровых занятий. – М., 2000.