Хусаинова
Реализация программы Р. Х. Гасановой «Земля отцов» по региональному компоненту
▼ Скачать + Заказать документы
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Публикация «Реализация программы Р, Х, Гасановой „Земля отцов“ по региональному компоненту» размещена в разделах
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды.
Часть образовательной программы, сформированная участниками образовательных отношений в нашем детском саду представлена программой Риды Ханифовны Гасановой «Земля отцов» (реализуется в младшей, средней, старшей и подготовительной группах) и предусматривает реализацию 40% содержания образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Региональный компонент реализуется через все образовательные области интегрированным курсом.
В основе программы - приобщение дошкольников к истокам материальной и духовной культуры башкирского народа. Программа призвана, на наш взгляд, помочь сформировать у детей базис личностной культуры и воспитать гражданина, патриота своей земли.
Цель программы : дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.
Задачи программы :
Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа.
Развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа.
Формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой
Программа представлена в трех блоках:
«Человек – творец рукотворного мира»
«От истоков прекрасного - к творчеству»
«Отчий дом»
Формы организации работы по программе :
Непосредственно образовательная деятельность;
Индивидуальная работа с детьми;
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Создание предметно - развивающей среды для самостоятельных игр детей.
Цель образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» в старшем дошкольном возрасте:
Формировать представления о том, что семья – самый родной и близкий круг людей. Хранительница очага – мать, отец – глава семьи. Воспитывать уважение к родителям, старшим членам семьи.
Данная область в старшей группе делится на два блока (семья и игра) :
1. Семья – формировать представление о том, что такое семья; прививать правила уважительного отношения к старшим; знать народные этикетные нормы: уважение, благожелание, гостеприимство.
Формы и методы работы в данной образовательной области
Беседы
Пословицы
Дидактические игры
2. Игра – использовать традиционные (народные) игры как средство физического, познавательно - речевого развития.
Формы и методы:
Дидактические игры с региональным содержанием
Сюжетно-ролевые игры
Образовательная область «Познавательное развитие» в старшем дошкольном возрасте делится на четыре блока (жилище, утварь, пища и одежда) :
1. Жилище – показать особенности устройства жилища; формировать представление об архитектуре города Октябрьский, столицы Башкортостан – город Уфа.
Формы и методы:
Рассматривание иллюстраций: жилище – тирме.
Беседа «Мой город», «Моя республика - Башкортостан».
2. Утварь – показать, что предметы мебели, домашнего быта имеют разнообразные функции
Формы и методы работы:
Рассматривание иллюстраций башкирской утвари (презентация).
3. Пища – продолжать знакомить с традиционными блюдами башкирского народа (баурсак, вак-беляш, усбосмак).
Формы и методы работы:
Знакомство с традиционными блюдами башкирского народа: кыстыбай, баурсак, вак-беляш и др.
4. Одежда – уметь определять и называть, какие элементы национальной одежды вносят в современную одежду
Формы и методы:
Рассматривание иллюстраций «Башкирская национальная одежда»
Дидактическая игра с национальной куклой «Оденем куклу»
Описание куклы в национальной одежде
Образовательная область «Речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте делится на три блока (связная речь, фольклор, литература)
1. Связная речь – развивать образную связную речь на материале фольклора и литературы башкирского народа.
2. Фольклор – продолжать знакомить детей с устным народным творчеством: колыбельные песни, пословицы, поговорки, загадки.
3. Литература – знакомить детей с творчеством башкирских писателей и поэтов.
Формы и методы:
Придумывание сказки по содержанию загадок, пословиц, поговорок
Придумывание сказок или рассказов по сюжетам стихотворений башкирских поэтов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» делится на три блока (искусство, музыка, музыкальные инструменты)
1. Искусство – знакомство с декоративно-прикладным искусством Башкортостана.
2. Музыка – эмоционально-воспринимать содержание музыки, различать и сравнивать жанры.
3. Музыкальные инструменты – познакомить с музыкальными инструментами: кубыз, думбыра, курай, гармонь, курай (лучший кураист Башкортостана Юмабай Исянбаев)
Формы и методы:
Слушание музыки башкирских композиторов
Рисование предметов декоративно-прикладного искусства башкирского народа
Экскурсии в художественный музей
(При реализации регионального компонента крайне эффективной формой работы является посещение различных музеев. Дети при посещении музея могут ознакомиться с предметами быта, прикоснуться к истории края, учатся созерцать предметы, изготовленные мастерами и умельцами родного края. Важно, чтобы для экскурсии выбирались такие музеи, которые будут доступны для понимания дошкольников).
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство республики Башкортостан, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Сущность работы по региональному компоненту наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».