МААМ-картинки

Реализация новых форм и содержание работы с родителями воспитанников в современном ДОУ

Татьяна Богданова
Реализация новых форм и содержание работы с родителями воспитанников в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ», введением ФГОС ДО, требованиями «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» перед ДОУ встают новые задачи, в соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Публикация «Реализация новых форм и содержание работы с родителями воспитанников в современном ДОУ» размещена в разделах

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, когда родители на работе. И педагоги часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, наладить партнёрские взаимоотношения?

Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управлении детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. Работа строится на принципах целенаправленности, систематичности, плановости, поэтому разработан долгосрочный, открытый, коллективный проект «Организация работы с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении». Участниками которого являются воспитанники (от 2 до 7 лет, родители (законные представители, педагоги.

Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия коллектива ДОУ с родителями воспитанников. Эффективное воспитание и развитие каждого ребенка.

Задачи проекта:

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьями воспитанников;

- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

- содействовать повышению педагогической компетентности родителей;

- создать условия для просвещения и консультирования родителей по правовым, психолого – педагогическим, медицинским и иным вопросам воспитания;

- содействовать укреплению семьи и связям между поколениями.

Ожидаемый результат от реализации проекта :

- увеличение количества родителей, активно участвующих в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;

- положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия в воспитании детей;

- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

- разработка методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Использование разнообразных форм работы с родителями, целенаправленная, систематичная, плановая работа, дифференцированный подход к каждой семье, учёт возрастных характеристик родителей, доброжелательность и открытость педагогов способствуют установлению партнёрских взаимоотношений с родителями воспитанников.

Организуя любой конкурс, разрабатывается положение (прописывается всё, что необходимо для проведения конкурса: цель, задачи, участники, критерии оценки, сроки проведения конкурса и обязательно жюри, состоящее из членов коллектива и родителей). Положение размещается на доску объявлений для родителей, на официальный сайт ДОУ. Воспитателями на группах проводятся индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями, даются рекомендации по выполнению конкурсных работ (т. е. рекомендации по поводу того, что может выполнить ребёнок самостоятельно, чем ему нужно помочь, а не какую работу должны выполнить). По результатам конкурса организуется выставка работ (рисунки, поделки, стенгазеты и т. д., на выставке и сайте ДОУ размещается информация об итогах конкурса. Проводится награждение грамотами по возрастным категориям и по номинациям (в соответствии с положением) на утренниках. Такой комплексный подход к проведению конкурсов в ДОУ стимулирует родителей на активное участие в конкурсах. Совместная творческая деятельность ребёнка и родителей, позволяет родителям видеть, что умеет их ребёнок, над чем необходимо поработать, способствует расширению эмоционального контакта родителей и детей, укреплению семейных ценностей, традиций и связей между поколениями.

Мероприятия планируются таким образом, чтобы родитель не был пассивным зрителем, а был активным участником. К каждому мероприятию совместно с родителями разрабатывается сценарий, оформляется зал, шьются костюмы. Родители активно участвуют в ролях, ставят целые театрализованные представления, танцуют, читают стихи, проводят дни именинника, организуют встречи с интересными людьми (участниками войны, мастерами, поэтами и писателями родного края). Вовлечение родителей в сценарий мероприятия бывает запланированным и спонтанным. Такой подход к проведению мероприятий способствует вовлечению большего числа родителей в жизнь ДОУ, расширению эмоционального контакта между детьми и родителями, налаживанию связей между поколениями (бабушки и дедушки участвуют в сценариях и сценках). Учитываются все замечания и пожелания родителей, так как каждое мероприятие родители оценивают и пишут свои комментарии в тетрадях пожеланий и предложений (в каждой возрастной группе). Педагогами своевременно исправляются те недочёты, которые тревожат родителей.

Родительские собрания планируются с использованием новых форм работы с родителями. Коллектив ДОУ отошел от традиционной формы проведения собраний (собрались, выслушали доклад на определённую тему, спонтанно дали слово родителям и поговорили о разном) такая работа не эффективна и не интересна. Все родительские собрания проводятся в форме диспутов, дискуссий, семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов и т. п. Темы собраний известны заранее, информация о теме, времени, форме проведения размещается на сайте и в информационных уголках для родителей. На родительских собраниях играем, решаем проблемные ситуации, конструируем, показываем видео и фотоотчёты из жизни детей в группе, учим смотреть на жизнь глазами ребёнка. Родители охотнее посещают такие собрания, численность увеличивается это видно из протоколов родительских собраний. Родители охотнее высказываются, ведь вся работа строится опираясь на запросы родителей, с учетом опыта родителей. Появляется возможность популяризовать опыт семейного воспитания, содействовать ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повысить социально-коммуникативную и педагогическую компетентность родителей.

В целях повышения педагогической компетентности родителей по разным вопросам оформляются информационные стенды, буклеты, папки передвижки, разрабатываются памятки, проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые консультации. Налаживается обратная связь при помощи форм работы : «Почтовый ящик», «Ящик вопросов и ответов», «Ты мне, я тебе». Информация обновляется регулярно, что приучает родителей обращать внимание, видеть и изучать то, что необходимо донести до них.

Регулярно проводится анкетирование среди родителей : «Удовлетворённость работой воспитателя», «Удовлетворённость работой ДОУ», «Удовлетворённость качеством услуг в ДОУ», «Удовлетворённость развивающей предметно-пространственной средой в группе». Анализируя анкеты, появляется возможность учесть мнение каждого родителя, своевременно устранить причину недовольства и тревог родителей.

Проводятся акции:

Экологические: «Кормушка для пичужки!», «Дом для птиц!», «Наш зелёный детский сад», «Мусора здесь нет!».

Социальные: «Подари игрушку детям!», «Огонь памяти», «Открытка ветерану».

Тематические: «Обмениваемся книжками», «Помоги своему ребёнку», «От скуки на все руки!», «Осенняя фантазия», «Весенний калейдоскоп».

Безопасность: «Осторожно, тонкий лёд!», «Водители, будьте бдительны!», «Гололедица», «Осторожен будь с огнем!» и др.

Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое отношение к родному краю. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и становятся активными участниками в подготовке (рисуют плакаты, клеят коллажи, раскрашивают листовки) и раздают эти обращения.

Регулярно проводятся всевозможные «Флешмоб», «Либмоб», танцевальный «Флешмоб», и др. Например: С целью вовлечения отцов в воспитательный процесс, укрепление семей, семейных традиций проведён «флешмоб» «Папа, почитай сказку на ночь» где в заранее назначенное время все папы, дедушки, старшие братья должны почитать ребёнку перед сном, а наутро предоставить фотоотчёт и рассказать какую книгу прочитали. Вначале родители отнеслись настороженно к этому заданию, но наутро рассказывали о том, как это интересно и увлекательно. Танцевальные «флешмобы» проводятся как спонтанная акция на праздниках и утренниках.

Накануне дня книги проводится спланированная акция «Либмоб». Утром одновременно во всех возрастных группах, во время приема детей проводилось интервью с родителями. Родители отвечали на вопросы : где находится библиотека, на какой улице, на каком этаже находится детский зал, какую книгу прочитали последней, каких детских писателей вы знаете и др) В старших группах опрашивали родителей корреспонденты-дети, у малышей это делали педагоги. По результатам опроса вручались медали «Знайка», «Незнайка». Эта работа способствует налаживанию эмоционального контакта между педагогами ДОУ и родителями, раскрепощает родителей, настраивает на дальнейшее сотрудничество.

Ежегодно проводится для родителей день открытых дверей. Родителям предоставляется возможность не только понаблюдать, но и принять участие в организации образовательной деятельности, провести режимный момент, уложить детей спать, организовать прогулку и др. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Дело в том, что современные требования к образовательному процессу предполагают тесное сотрудничество педагогических учреждений с семьей воспитанников в вопросах образования подрастающего поколения. Такой подход позволяет обеспечить целостное беспрерывное развитие дошкольников, а также повысить компетентность родителей в сфере воспитания детей. Организация такого мероприятия, как День открытых дверей в ДОУ, позволяет реализовать требования ФГОС и, как результат, повысить эффективность образовательной деятельности в целом.

Шагая в ногу со временем, для общения с родителями используются интернет ресурсы. Педагоги активно используют электронную почту для информирования родителей (памятки, консультации, ответы на вопросы, объявления.). Создают группы в сети интернет, где также размещают консультации для родителей, обсуждают с родителями своей группы проблемы, размещают информацию о жизни детей в ДОУ. Информирование родителей осуществляется и через сайт ДОУ.

Очень эффективна такая форм работы, как посещение детей и их родителей на дому. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно развития и воспитания своего ребёнка. А педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи. Позволяет найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании развивающей предметно – пространственной среды.

Подводя итог, можно сделать вывод, что разнообразие форм и приёмов работы с родителями помогают найти точки соприкосновения с разными категориями семей, целенаправленная, систематичная, плановая работа, дифференцированный подход к каждой семье, учёт возрастных характеристик родителей, доброжелательность и открытость педагогов способствуют выстраиванию партнёрских взаимоотношений с родителями воспитанников. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагога в любом деле.

Публикации по теме:

«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников «Гость группы» – очень интересная и эффективная форма работы с семьей, где родители не зрители, а активные участники. Её суть заключается.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Семейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работыСемейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работы «Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация новых форм и содержание работы с родителями воспитанников в современном ДОУ
Опубликовано: 19 октября 2022 в 06:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация новых форм и содержание работы с родителями воспитанников в современном ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД