Татьяна Богданова
Реализация новых форм и содержание работы с родителями воспитанников в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ», введением ФГОС ДО, требованиями «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» перед ДОУ встают новые задачи, в соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Публикация «Реализация новых форм и содержание работы с родителями воспитанников в современном ДОУ» размещена в разделах
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, когда родители на работе. И педагоги часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, наладить партнёрские взаимоотношения?
Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управлении детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. Работа строится на принципах целенаправленности, систематичности, плановости, поэтому разработан долгосрочный, открытый, коллективный проект «Организация работы с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении». Участниками которого являются воспитанники (от 2 до 7 лет, родители (законные представители, педагоги.
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия коллектива ДОУ с родителями воспитанников. Эффективное воспитание и развитие каждого ребенка.
Задачи проекта:
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьями воспитанников;
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- содействовать повышению педагогической компетентности родителей;
- создать условия для просвещения и консультирования родителей по правовым, психолого – педагогическим, медицинским и иным вопросам воспитания;
- содействовать укреплению семьи и связям между поколениями.
Ожидаемый результат от реализации проекта :
- увеличение количества родителей, активно участвующих в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия в воспитании детей;
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
- разработка методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Использование разнообразных форм работы с родителями, целенаправленная, систематичная, плановая работа, дифференцированный подход к каждой семье, учёт возрастных характеристик родителей, доброжелательность и открытость педагогов способствуют установлению партнёрских взаимоотношений с родителями воспитанников.
Организуя любой конкурс, разрабатывается положение (прописывается всё, что необходимо для проведения конкурса: цель, задачи, участники, критерии оценки, сроки проведения конкурса и обязательно жюри, состоящее из членов коллектива и родителей). Положение размещается на доску объявлений для родителей, на официальный сайт ДОУ. Воспитателями на группах проводятся индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями, даются рекомендации по выполнению конкурсных работ (т. е. рекомендации по поводу того, что может выполнить ребёнок самостоятельно, чем ему нужно помочь, а не какую работу должны выполнить). По результатам конкурса организуется выставка работ (рисунки, поделки, стенгазеты и т. д., на выставке и сайте ДОУ размещается информация об итогах конкурса. Проводится награждение грамотами по возрастным категориям и по номинациям (в соответствии с положением) на утренниках. Такой комплексный подход к проведению конкурсов в ДОУ стимулирует родителей на активное участие в конкурсах. Совместная творческая деятельность ребёнка и родителей, позволяет родителям видеть, что умеет их ребёнок, над чем необходимо поработать, способствует расширению эмоционального контакта родителей и детей, укреплению семейных ценностей, традиций и связей между поколениями.
Мероприятия планируются таким образом, чтобы родитель не был пассивным зрителем, а был активным участником. К каждому мероприятию совместно с родителями разрабатывается сценарий, оформляется зал, шьются костюмы. Родители активно участвуют в ролях, ставят целые театрализованные представления, танцуют, читают стихи, проводят дни именинника, организуют встречи с интересными людьми (участниками войны, мастерами, поэтами и писателями родного края). Вовлечение родителей в сценарий мероприятия бывает запланированным и спонтанным. Такой подход к проведению мероприятий способствует вовлечению большего числа родителей в жизнь ДОУ, расширению эмоционального контакта между детьми и родителями, налаживанию связей между поколениями (бабушки и дедушки участвуют в сценариях и сценках). Учитываются все замечания и пожелания родителей, так как каждое мероприятие родители оценивают и пишут свои комментарии в тетрадях пожеланий и предложений (в каждой возрастной группе). Педагогами своевременно исправляются те недочёты, которые тревожат родителей.
Родительские собрания планируются с использованием новых форм работы с родителями. Коллектив ДОУ отошел от традиционной формы проведения собраний (собрались, выслушали доклад на определённую тему, спонтанно дали слово родителям и поговорили о разном) такая работа не эффективна и не интересна. Все родительские собрания проводятся в форме диспутов, дискуссий, семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов и т. п. Темы собраний известны заранее, информация о теме, времени, форме проведения размещается на сайте и в информационных уголках для родителей. На родительских собраниях играем, решаем проблемные ситуации, конструируем, показываем видео и фотоотчёты из жизни детей в группе, учим смотреть на жизнь глазами ребёнка. Родители охотнее посещают такие собрания, численность увеличивается это видно из протоколов родительских собраний. Родители охотнее высказываются, ведь вся работа строится опираясь на запросы родителей, с учетом опыта родителей. Появляется возможность популяризовать опыт семейного воспитания, содействовать ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повысить социально-коммуникативную и педагогическую компетентность родителей.
В целях повышения педагогической компетентности родителей по разным вопросам оформляются информационные стенды, буклеты, папки передвижки, разрабатываются памятки, проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые консультации. Налаживается обратная связь при помощи форм работы : «Почтовый ящик», «Ящик вопросов и ответов», «Ты мне, я тебе». Информация обновляется регулярно, что приучает родителей обращать внимание, видеть и изучать то, что необходимо донести до них.
Регулярно проводится анкетирование среди родителей : «Удовлетворённость работой воспитателя», «Удовлетворённость работой ДОУ», «Удовлетворённость качеством услуг в ДОУ», «Удовлетворённость развивающей предметно-пространственной средой в группе». Анализируя анкеты, появляется возможность учесть мнение каждого родителя, своевременно устранить причину недовольства и тревог родителей.
Проводятся акции:
Экологические: «Кормушка для пичужки!», «Дом для птиц!», «Наш зелёный детский сад», «Мусора здесь нет!».
Социальные: «Подари игрушку детям!», «Огонь памяти», «Открытка ветерану».
Тематические: «Обмениваемся книжками», «Помоги своему ребёнку», «От скуки на все руки!», «Осенняя фантазия», «Весенний калейдоскоп».
Безопасность: «Осторожно, тонкий лёд!», «Водители, будьте бдительны!», «Гололедица», «Осторожен будь с огнем!» и др.
Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое отношение к родному краю. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и становятся активными участниками в подготовке (рисуют плакаты, клеят коллажи, раскрашивают листовки) и раздают эти обращения.
Регулярно проводятся всевозможные «Флешмоб», «Либмоб», танцевальный «Флешмоб», и др. Например: С целью вовлечения отцов в воспитательный процесс, укрепление семей, семейных традиций проведён «флешмоб» «Папа, почитай сказку на ночь» где в заранее назначенное время все папы, дедушки, старшие братья должны почитать ребёнку перед сном, а наутро предоставить фотоотчёт и рассказать какую книгу прочитали. Вначале родители отнеслись настороженно к этому заданию, но наутро рассказывали о том, как это интересно и увлекательно. Танцевальные «флешмобы» проводятся как спонтанная акция на праздниках и утренниках.
Накануне дня книги проводится спланированная акция «Либмоб». Утром одновременно во всех возрастных группах, во время приема детей проводилось интервью с родителями. Родители отвечали на вопросы : где находится библиотека, на какой улице, на каком этаже находится детский зал, какую книгу прочитали последней, каких детских писателей вы знаете и др) В старших группах опрашивали родителей корреспонденты-дети, у малышей это делали педагоги. По результатам опроса вручались медали «Знайка», «Незнайка». Эта работа способствует налаживанию эмоционального контакта между педагогами ДОУ и родителями, раскрепощает родителей, настраивает на дальнейшее сотрудничество.
Ежегодно проводится для родителей день открытых дверей. Родителям предоставляется возможность не только понаблюдать, но и принять участие в организации образовательной деятельности, провести режимный момент, уложить детей спать, организовать прогулку и др. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Дело в том, что современные требования к образовательному процессу предполагают тесное сотрудничество педагогических учреждений с семьей воспитанников в вопросах образования подрастающего поколения. Такой подход позволяет обеспечить целостное беспрерывное развитие дошкольников, а также повысить компетентность родителей в сфере воспитания детей. Организация такого мероприятия, как День открытых дверей в ДОУ, позволяет реализовать требования ФГОС и, как результат, повысить эффективность образовательной деятельности в целом.
Шагая в ногу со временем, для общения с родителями используются интернет ресурсы. Педагоги активно используют электронную почту для информирования родителей (памятки, консультации, ответы на вопросы, объявления.). Создают группы в сети интернет, где также размещают консультации для родителей, обсуждают с родителями своей группы проблемы, размещают информацию о жизни детей в ДОУ. Информирование родителей осуществляется и через сайт ДОУ.
Очень эффективна такая форм работы, как посещение детей и их родителей на дому. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно развития и воспитания своего ребёнка. А педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи. Позволяет найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании развивающей предметно – пространственной среды.
Подводя итог, можно сделать вывод, что разнообразие форм и приёмов работы с родителями помогают найти точки соприкосновения с разными категориями семей, целенаправленная, систематичная, плановая работа, дифференцированный подход к каждой семье, учёт возрастных характеристик родителей, доброжелательность и открытость педагогов способствуют выстраиванию партнёрских взаимоотношений с родителями воспитанников. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагога в любом деле.