Юлия Валиева
Реализация инклюзивного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Реализации инклюзивного образования в ДОУ.
В последнее время все мы все чаще встречаемся с понятием «ребенок с ОВЗ» - ребенок с ограниченными возможностями здоровья. А практика говорит о необходимости создания специальных условий для полноценного развития таких детей в детском саду. Кто же они такие дети с ограниченными возможностями здоровья, и какие особенности имеет инклюзивное образование в ДОУ.
Публикация «Реализация инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах
Ребенок с ОВЗ имеет регулярное или временное отклонение в физическом или психологическом развитии. Например, он плохо видит или слышит, заикается или имеет другие нарушения речи, отстает в психическом развитии или страдает аутизмом. Такие нарушения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени. По мере развития ребенка они могут полностью уйти в прошлое. Диагноз "ограниченные возможности здоровья" не всегда устанавливается врачом, он лишь означает, что этот малыш особенный и к нему нужен индивидуальный подход.
Дети с ОВЗ могут посещать специализированные или обычные детские сады. Выбор группы и учреждения зависит от степени тяжести отклонений у ребенка.
Есть два основных варианта обучения.
• Детские сады или группы компенсирующего вида
Это специальные группы, которые направлены на коррекцию патологий у детей. Обычно их посещают дошкольники с серьезными физическими и психическими нарушениями. В каждую группу назначаются дети со схожими видами нарушений и обучаются внутри группы по единой программе.
• Комбинированные группы
Такая группа сочетает в себе обычных деток и дошкольников с нарушениями. В группе должно быть не больше 15-17 человек. Причем детей с нарушениями может быть только треть от этого количества. Комбинированные группы подходят для детей с небольшими нарушениями в развитии. Но и для них важно создать особенные условия. Воспитатель работает с “особенными” детьми по индивидуальной адаптивной программе. Если у детей разные виды нарушений, то программа развития составляется индивидуально для каждого.
Решение о том, какая форма обучения подходит конкретному ребенку, принимает психолого-медико-педагогическая комиссия. Воспитанник проходит полное обследование и получает заключение. Дополнительно к заключению прилагаются рекомендации, в которых указываются условия для комфортного обучения ребенка.
Современная, инновационная система образования, в соответствии с Федеральным государственным стандартом, позволяет детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества, подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка.
В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)". Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013), Конвенции ООН «О правах инвалидов» и отражены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ 04.02.2010г, Пр. -271).
Существуют следующие условия инклюзивного образования в ДОУ :
- дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту;
- дети осмысленно включены в повседневную жизнь;
- инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, педагогов, другого персонала учреждения.
В силу огромной роли взрослых в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Важно активное включение ребенка в повседневную жизнедеятельность группы, стремление к тому, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным или отвергнутым, активно взаимодействовал с другими сверстниками.