Бутакова Наталья Викторовна
Сценарий развлечения «В гости к народам Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «В ГОСТИ К НАРОДАМ СЕВЕРА»
У центральной стены стоит ЧУМ, лежат шкуры зверей.
Звучит музыка народов Севера, дети заходят в зал, садятся на стулья.
ВЕД: Дети, слышите, звучит необычная музыка. Снежная метель нас занесла далеко на север. Смотрите, к нам кто-то идет.
Выходит девушка в национальной одежде.
Публикация «Сценарий развлечения „В гости к народам Севера“» размещена в разделах
- Народы севера
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Айога: Здравствуйте, дорогие гости. Северный ветер занес вас на землю Народов севера. Меня зовут Айога. Вы, наверное, знаете, где находится Север нашей страны, и какие народы там проживают? (ответы детей)
Айога. Север, на который вы попали, часто называют белой пустыней. На много километров вокруг один белый снег, да редко встречаются небольшие кустарники. Сурова природа тундры, но все-таки она может дать людям все, что нужно для жизни. Наш народ называется ханты. По соседству с хантами живут другие коренные народы – манси, ненцы, эвенки.
На севере очень холодно, поэтому люди научились делать теплую одежду и дома. А вы знаете, как называются эти дома? Дома у народов ханты, манси, у ненцев называются по-разному: чум, яранга, иглу, но делаются они по одному принципу. Их дома похожи на шалаш: тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. Посреди чума пылает костер, вокруг него греются оленеводы, их семьи и дети. Отдыхают, рассказывают сказки, поют песни или вырезают фигурки из моржовой кости.
Народы Севера издавна научились шить теплую одежду - малицу из меха песцов, лисиц, горностаев. Она не пропускает холодный воздух, мягкая, удобная и красивая – украшенная разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.
Многие народы тундры занимаются оленеводством. Олени служат средством передвижения, из их шкур шьют обувь, делают жилища. Северные моря издавна славятся изобилием рыбы. Ее ловят, затем сушат, вялят или засаливают.
В летнее время, когда снег растает, можно в тундре собирать клюкву, морошку, бруснику. Эти ягоды собирают и замораживают на зиму, они очень вкусные и целебные.
Чтобы выжить в суровых условиях, людям на Севере приходится много трудиться. В одной из легенд рассказывается, что было время, когда северяне совсем не умели веселиться, только работали с утра до ночи, ели и спали. Жизнь их была серая и скучная. Но однажды мудрая старая орлица научила людей веселиться.
Самым главным человеком на празднике у коренных народов Севера является шаман, он одет в малицу, поверх который надеты бусы – обереги из костей зверей и птиц. В руке шаман держит бубен, которым задает ритм пляскам, играм, веселью. А вот он и сам к нам идет.
ШАМАН: Приветствую вас, мои маленькие друзья! У меня в руках главный музыкальный инструмент нашей земли. Это бубен. Хотите со мной поиграть?
Приглашение сесть в круг, шаман посередине.
Музыкально - ритмическая игра «Белый шаман» (шаман играет с детьми)
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колено и выстукивает в бубен определенный ритм, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
У шамана дом большой,
Он сидит, глядит в окно.
Олень по тундре бежит
И копытцами стучит.
Тук-тук-тук, дверь отвори,
И за шаманом повтори.
Айога. Вижу, друзья, вам понравилась игра. Но мы любим еще и вокруг костра посидеть, загадки друг другу позагадывать.
ЗАГАДКИ
Мха копытцами касаясь,
Ходит в тундре тот красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (олень).
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы - бурый. (Морж)
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут. (Песец)
Он мягкий, но не пух,
Зелёный, но не трава. (Мох)
Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда. (Чум)
Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает. (Северное сияние)
Айога: Вот и над нашим чумом светится северное сияние. (музыка)
Айога: У северных народов есть свои колыбельные песни. А что такое колыбельная? Давайте послушаем отрывок колыбельной этих народов.
Колыбельная
ШАМАН: Я хочу узнать у этих замечательных ребят, как называется человек, управляющий оленьей упряжкой? (оленевод)
А вы знаете игру «У оленя дом большой»?
ИГРА «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ» (игра на ускорение)
Шаман: На северной земле есть реки, в которых водится разная рыба. А как называется этот промысел наших жителей? (рыболовство)
Шаман: На этот случай у меня есть опять игра.
ИГРА «РЫБАКИ И РЫБКИ» (дети делают несколько кругов-неводов, рыбки свободно двигаются по залу, забегая и выбегая, пока играет музыка, при остановке музыки, неводы закрываются и рыбки, попавшиеся туда, становятся рыбаками)
Айога: Хорошие рыбаки бы из вас получились. У меняя тоже есть любимая игра.
ИГРА «РУЧЕЙКИ, РЕКИ И ОЗЕРА»
Айога: У жителей Севера есть свои народные танцы, давайте, и мы с вами станцуем танец.
ТАНЕЦ «СЕВЕРЯНОЧКА»
АЙОГА: Сегодня вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли, и много узнали о жизни народов Севера. Вам понравилось у меня в гостях?
ШАМАН: Мы рады были с вами познакомиться и подружиться! Но нам пора! До свидания! Будем ждать вас снова в гости!
ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ УХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.