Ольга Панюшкина
Развлечение «Народные праздники и традиции» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение в 3 старшей группе «Народные праздники и традиции»
Цель: Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям русского народа.
Задачи:
Публикация «Развлечение „Народные праздники и традиции“ в старшей группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• Познакомить детей с традициями празднования Святок и Масленицы с народными приметами, обрядами.
• Развивать память, мышление, воссоздающее воображение интерес к народной культуре, потребность в получении информации.
• Формировать навыки общения с культурным наследием.
• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас. Развивать интонационную выразительность речи посредством изучения колядок, стихов, закличек.
• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю, чувство сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.
• Создать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру.
Дети заходят под русск. нар мелодию в зал, встают полукругом, здороваются поклоном. (присаживаются на скамейки)
Воспитатель: Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится. Много разных праздников было у них. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые. Помните мы с вами много читали, говорили о праздниках, которые праздновали на Руси. Назовите их.
Дети: Покров, Рождество, Святки, Масленица.
Воспитатель: Все верно. И сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие на машине времени и поучаствовать в некоторых народных праздниках. (Нажимают кнопки и оказ-ся на пр-ке, на экране заставка русского праздника Святки)
Воспитатель: А оказались мы с вами на празднике Святки.
Хозяюшка (в народном костюме) :
Здравствуйте, люди добрые,
Если величать, так на пороге встречать
Добро пожаловать к нам в гости
Милости просим.
Все: Здравствуйте!
Хоз: Рада видеть вас всех у нас на празднике.
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идет
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.
Проходи на святки
Развеселые колядки
А что такое святки?
1 реб: Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
2 реб: Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки
3 реб: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
4 реб:Колядки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне пошли,
Вместе коляду нашли.
Хозяюшка : Ай да молодцы ребятки, все так говорите.
Воспитатель: А еще мы знаем, что на Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые и дети. Очень любили люди эту забаву. Не погадаешь ли нам хозяюшка?
Хозяюшка: А такому не бывать, чтобы нам не погадать. Вставайте-ка в круг большой.
Дети встают в большой круг. Хозяйка берет горшочек, идет по кругу
Хозяйка Горшочек с вершочек скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется? Плохое пусть останется!
Тот, возле кого останавливается Хозяйка, тот достает предмет из горшочка
1. Кусочек хлеба — житье в достатке.
2. Монетка-, жить будешь богато.
3. Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
4 Щепка – здоровье крепко
5. Катушка ниток — Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие по странам дальним заморским
6. Лента – жить будешь долго и счастливо.
7. Пуговица – жить тебе в большой да дружной семье.
Восп: Спасибо дорогая хозяюшка вам за гадание, да за добрые слова.
Хоз: И вам спасибо, люди добрые, за честь и внимание! А на прощанье от меня вам угощенье (протягивает корзиночку с клюквой в сахаре)
Все: Спасибо
Хоз: Кушайте на здоровье. До свидания. (Хозяюшка уходит).
Дети угощаются по ягодке и присаживаются на стульчики.
Восп: Вот мы с вами и на Святках побывали и даже в гаданье поучаствовали. А скажите, ребята, какое время года наступает после зимы?
Дети: Весна
Восп: Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны (Масленица)
(На экране появляется заставка масленицы.
Восп: В старину говорили так : «Прошли Святки –жаль расстаться, пришла Масляна –кататься.» Масленица — праздник проводов зимы и встречи весны. На масле жарились блины да оладья отсюда и название МАСЛЕННИЦА. Блин похож на солнце. Солнце-символ окончания зимы. С чем их только не ели блины: с маслом, с медом.
Праздновали Масленицу 7 дней. Все дни, всю неделю люди веселились, смеялись, пели песни, гуляли, ходили в гости.
А вы знаете как называют 7 дней масленицы? Тогда расскажите.
1реб Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!
2реб. Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
3реб. Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
4реб. Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!
5реб. «Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
6реб. А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!
7реб. В прощенное воскресенье.
Все просят друг у друга прощенья
Чучело зимы сжигают,Весну встречают.
Вед: А вот и праздник начинается! Все на Масленницу! (В зал входит Петрушка)
Петрушка Эге-гей! Собирайся народ!
В гости праздник идет
Восп: Ой, то не Рождество,
Не Коляда,
Масленица к нам пришла!
Петрушка: Зима заканчивается.
Весна начинается!
Восп: Будем мы весну встречать
Будем петь и танцевать.
(Хоровод или хороводная игра)
После хоровода
Петрушка: Коли праздник здесь у нас, поиграем мы сейчас
Кукольный театр «Как Звери весну встречали»
Ведущая: Напекла белочка блинов и решила зверушек-друзей в гости позвать – Масленицу отмечать. Пошла Белочка Медведя звать.
Белочка:Приходи Медведь на блины.
Они у меня хороши, да вкусны.
А медка принесешь – будут еще лучше.
Медведь: На блины к тебе приду,
Да и меда принесу!
Белочка: Эй лисичка, рыжая сестричка!
Приходи, Лиса, Масленицу отмечать,
Блинов поесть, да поиграть.
Блины-то у меня хороши да вкусны,
А маслица принесешь – будут еще лучше!
Лисичка: На блины к тебе приду,
Да и маслица принесу!
Белочка: Позову Зайчишку – серого братишку. (Ау зайчишка, где ты)
Приходи, Зайчонок, пообедать.
Блинов с медом и маслом отведать.
Блины-то у меня хороши да вкусны,
А сметанки принесешь – будут еще лучше!
Зайчик: На блины к тебе приду,
И сметанки принесу!
Белочка: Нужно Ёжика позвать.
Где ты, Ёжик? Хватит спать!
Приходи ко мне, ежик, Масленицу отмечать.
Блины-то у меня хороши да вкусны,
А варенье принесешь – будут еще лучше!
Ежик: Как я рад такому приглашению.
Очень хочется отведать угощение.
Обязательно приду и варенье принесу.
Волк: Кто кому несет варенье?
У кого тут день рождения?
Что? Забыли про меня?
Вам сейчас устрою я!
Соль добавлю я в варенье –
Вот вам будет угощенье!
(Волк насыпает соли в яблочное варенье и уходит.)
Белочка: Что-то волка не видать
Надо бы его позвать.
Где ты серенький волчок?
Ты услышь мой голосок.
Громко я тебя зову
И на масленицу жду.
(Волк услышал белочку)
Ведущая: Стыдно стало волку, что он испортил варенье солью.
Волк: Я решил, меня забыли,
Никуда не пригласили,
Срочно надо мне бежать
И блины скорей спасать. (Берет вишневый джем и бежит)
Ведущая: Взял волк банку вишневого джема и пошел к белочкиному дому.
Зайчик: Вон смотрите Волк идет
И вишневый джем несет.
Станут блинчики вкуснее,
Ну, а мы еще дружнее,
Волк: Джем вишневый вам кладу
А варенье уберу.
Медведь: А блины-то хороши да вкусны,
А с вишневым джемом будут еще лучше!
Все Будем Масленицу встречать –
Веселиться и играть!
Белочка: Блинами да оладьями всех угощать
Дети присаживаются на стульчики
Марьюшка и Петрушка: (угощ оладьями) Петрушка уходит.
Петрушка: Ну а мне пора, досвиданья детвора.
Масленицу справляйте. да меня не забывайте.
Вед: Вот и закончилась Масленица, весна наступила. А за весною, лето красное придет. А летом мы с вами познакомимся еще с одним любимым праздником русского народа - Ивана
Купала. Но об этом мы с вами поговорим позже. А сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад.
(Возвращаются на машине времени в д/с).