Анастасия Гурьянова
Конспект ООД «Народные праздники. Водопол»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
«Народные праздники. Водопол»
Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Знакомство с элементарными представлениями о русских народных праздниках;
- Расширение знаний детей о народных традициях;
Публикация «Конспект ООД „Народные праздники, Водопол“» размещена в разделах
- Вода. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Продолжать учить говорить полным предложением;
- Обогащение словаря.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Активизация речи, побуждение к высказываниям;
- Развитие навыков связной речи;
- Формирование навыков эмоциональной оценки художественного произведения;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания: отзывчивость, доброту, сочувствие.
Оборудование:
Предметы народного быта, таз с водой, платок, цветные камешки, стаканчики пена для ванной. ИКТ мультимедиа (презентация, музыкальное сопровождение из м\ф «Я Водяной», фонограмма «Прибой», образцы рыбок, бумажные заготовки.
Методы и приемы реализации содержания ООД: словестные, наглядные, игровые, объяснение.
Ход ООД
1. Звучит русская народная музыка (ИКТ). Дети заходят, их встречает хозяйка дома :Проходите, гости дорогие. Ребята, я очень рада видеть вас. (хозяйка приглашает детей в дом). Обратите внимание, какой необычный предмет сегодня нас встречает. (Таз с водой накрытый полотенцем).
Я хочу загадать вам загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
Давайте поиграем в игру:
Игра «Согласен - не согласен».
Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте и говорите -да
если не согласны —потопайте и говорите -нет.
1. На земле много морей, рек, озёр и океанов. (Хлопаем)
2. Для питья годится соленая вода. (Топаем)
3. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд (Хлопаем)
4. Если ты хочешь быть сильным, здоровым, (Хлопаем)
Бодрым, красивым, весёлым
Должен ты подружиться с водой.
5. Чтобы чистой была река
Нужно мусор туда бросать (Топаем)
6. Без воды нет жизни. (Хлопаем)
А что вы знаете о воде? (ответы)
Сегодня мы неспроста заговорили о воде. Сегодня 3 апреля празднуют народный праздник «Водопол». (День Водяного) – пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника : Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.
А вы умеете играть в интересную игру, которая называется «Водяной»? Хотите я вас тоже научу этой игре? Тогда вставайте в круг. Запоминайте слова:
Водяной, водяной!
Что сидишь ты под водой?
Выйди хоть на чуточку,
На одну минуточку.
Выйди хоть на целый час,
Все равно не знаешь нас.
(Дети идут по кругу, говоря эти слова, а ребенок водяной стоит с завязанными платком глазами. По окончанию слов дети останавливаются, а водяной подходит к любому ребенку и ощупывает его, стараясь угадать кто это.)
Ребята, а кто такой Водяной? (Ответы)
2. Я предлагаю вам присесть на стульчики и послушать, как представляли его наши прадеды.
(Презентация и рассказ о водяном.)
Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.
В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». «Лёд ломается хрястно – ходить по нему опасно».
Водяной «срастался» со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло (как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь.
Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык. Будучи «хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа «потустороннего» передавалась месту. Чем заботливей был «хозяин», тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука и т. д
Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и т. п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или рыба, Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна только начинает расти, «хозяин» кажется молодым человеком, когда же на ущербе — он седеет, превращаясь в старика.
Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно осушали, водяные погибали.
3. Много интересного мы узнали, а теперь пришла пора поиграть в любимую игру водяного «Собери жемчуг»
На морском дне лежат раковины, в которых прячутся красивые
жемчужины. Из них делают прекрасные украшения. Надо достать
жемчужины с большой глубины. Это сделать очень трудно, ведь на дне
морском темно, почти ничего не видно, нужно их искать на ощупь.
(В таз с водой рассыпаю цветные камешки. Участникам завязывают глаза.
Играющие на ощупь собирают «жемчужины» в стаканчики).
Сколько много воды!
(Звучит фонограмма «Прибой»)
-Давайте сделаем много пены.
Игра «Кто больше сделает пены»
(В тазиках с водой добавлена пена для ванной. Дети быстрыми движениями рук взбивают пену.)
Игра да-нет.
-Можно купаться в незнакомых местах. (Нет)
- Во время купания надо хватать друг друга за руки и за ноги. (Нет)
-Можно нырять в незнакомых местах. (Нет)
- Если ты наглотался воды, замерз – купайся дальше. (Нет)
- Можно заплывать далеко от берега. (Нет)
-В жаркий солнечный день нельзя гулять без панамки. (Да)
-На реке надо купаться без взрослых. (Нет)
-Долго в воде находиться нельзя. (Да)
4. А не пора ли Водяному подкрепиться? Приготовим-ка мы для него угощение и наловим рыбки.
(Оригами «Рыбка». Музыкальное сопровождение из м\ф «Я Водяной»)
«Сложим квадратный лист по диагонали, превратим его в треугольник. Согнем уголок к нижней линии треугольника. Затем вернем в исходное положение. Отогнем верхний уголок к линии, намеченной в предыдущей операции. Теперь согнем верхнюю сторону по уже намеченной линии и перевернем фигурку. Так выглядит пока фигурка с обратной стороны. Отогнем верхний угол вниз. Линия должна быть ниже, чем уже ранее отогнутый угол с обратной стороны фигурки. Сложим стороны фигурки к центру. Сделаем два небольших надреза. Отогнем назад треугольнички от надрезов. Рыбка готова. Осталось нарисовать глазки.»
5.(Итог. Рефлексия.)
Навсегда, друзья, с водою Подружиться надо вам!
Берегите воду. И тогда На всей планете будет мир и красота!