Папки-передвижки

Конспект ООД «Народные праздники. Водопол»

Анастасия Гурьянова
Конспект ООД «Народные праздники. Водопол»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД

«Народные праздники. Водопол»

Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Знакомство с элементарными представлениями о русских народных праздниках;

- Расширение знаний детей о народных традициях;

Публикация «Конспект ООД „Народные праздники, Водопол“» размещена в разделах

- Продолжать учить говорить полным предложением;

- Обогащение словаря.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие внимания, мышления, памяти.

- Активизация речи, побуждение к высказываниям;

- Развитие навыков связной речи;

- Формирование навыков эмоциональной оценки художественного произведения;

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания: отзывчивость, доброту, сочувствие.

Оборудование:

Предметы народного быта, таз с водой, платок, цветные камешки, стаканчики пена для ванной. ИКТ мультимедиа (презентация, музыкальное сопровождение из м\ф «Я Водяной», фонограмма «Прибой», образцы рыбок, бумажные заготовки.

Методы и приемы реализации содержания ООД: словестные, наглядные, игровые, объяснение.

Ход ООД

1. Звучит русская народная музыка (ИКТ). Дети заходят, их встречает хозяйка дома :Проходите, гости дорогие. Ребята, я очень рада видеть вас. (хозяйка приглашает детей в дом). Обратите внимание, какой необычный предмет сегодня нас встречает. (Таз с водой накрытый полотенцем).

Я хочу загадать вам загадку:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

Давайте поиграем в игру:

Игра «Согласен - не согласен».

Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте и говорите -да

если не согласны —потопайте и говорите -нет.

1. На земле много морей, рек, озёр и океанов. (Хлопаем)

2. Для питья годится соленая вода. (Топаем)

3. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд (Хлопаем)

4. Если ты хочешь быть сильным, здоровым, (Хлопаем)

Бодрым, красивым, весёлым

Должен ты подружиться с водой.

5. Чтобы чистой была река

Нужно мусор туда бросать (Топаем)

6. Без воды нет жизни. (Хлопаем)

А что вы знаете о воде? (ответы)

Сегодня мы неспроста заговорили о воде. Сегодня 3 апреля празднуют народный праздник «Водопол». (День Водяного) – пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника : Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.

А вы умеете играть в интересную игру, которая называется «Водяной»? Хотите я вас тоже научу этой игре? Тогда вставайте в круг. Запоминайте слова:

Водяной, водяной!

Что сидишь ты под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час,

Все равно не знаешь нас.

(Дети идут по кругу, говоря эти слова, а ребенок водяной стоит с завязанными платком глазами. По окончанию слов дети останавливаются, а водяной подходит к любому ребенку и ощупывает его, стараясь угадать кто это.)

Ребята, а кто такой Водяной? (Ответы)

2. Я предлагаю вам присесть на стульчики и послушать, как представляли его наши прадеды.

(Презентация и рассказ о водяном.)

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.

В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». «Лёд ломается хрястно – ходить по нему опасно».

Водяной «срастался» со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло (как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь.

Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык. Будучи «хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа «потустороннего» передавалась месту. Чем заботливей был «хозяин», тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука и т. д

Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и т. п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или рыба, Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна только начинает расти, «хозяин» кажется молодым человеком, когда же на ущербе — он седеет, превращаясь в старика.

Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно осушали, водяные погибали.

3. Много интересного мы узнали, а теперь пришла пора поиграть в любимую игру водяного «Собери жемчуг»

На морском дне лежат раковины, в которых прячутся красивые

жемчужины. Из них делают прекрасные украшения. Надо достать

жемчужины с большой глубины. Это сделать очень трудно, ведь на дне

морском темно, почти ничего не видно, нужно их искать на ощупь.

(В таз с водой рассыпаю цветные камешки. Участникам завязывают глаза.

Играющие на ощупь собирают «жемчужины» в стаканчики).

Сколько много воды!

(Звучит фонограмма «Прибой»)

-Давайте сделаем много пены.

Игра «Кто больше сделает пены»

(В тазиках с водой добавлена пена для ванной. Дети быстрыми движениями рук взбивают пену.)

Игра да-нет.

-Можно купаться в незнакомых местах. (Нет)

- Во время купания надо хватать друг друга за руки и за ноги. (Нет)

-Можно нырять в незнакомых местах. (Нет)

- Если ты наглотался воды, замерз – купайся дальше. (Нет)

- Можно заплывать далеко от берега. (Нет)

-В жаркий солнечный день нельзя гулять без панамки. (Да)

-На реке надо купаться без взрослых. (Нет)

-Долго в воде находиться нельзя. (Да)

4. А не пора ли Водяному подкрепиться? Приготовим-ка мы для него угощение и наловим рыбки.

(Оригами «Рыбка». Музыкальное сопровождение из м\ф «Я Водяной»)

«Сложим квадратный лист по диагонали, превратим его в треугольник. Согнем уголок к нижней линии треугольника. Затем вернем в исходное положение. Отогнем верхний уголок к линии, намеченной в предыдущей операции. Теперь согнем верхнюю сторону по уже намеченной линии и перевернем фигурку. Так выглядит пока фигурка с обратной стороны. Отогнем верхний угол вниз. Линия должна быть ниже, чем уже ранее отогнутый угол с обратной стороны фигурки. Сложим стороны фигурки к центру. Сделаем два небольших надреза. Отогнем назад треугольнички от надрезов. Рыбка готова. Осталось нарисовать глазки.»

5.(Итог. Рефлексия.)

Навсегда, друзья, с водою Подружиться надо вам!

Берегите воду. И тогда На всей планете будет мир и красота!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приметы и народные праздники. Жаворонки»Фотоотчет «Приметы и народные праздники. Жаворонки» Фотоотчет «Приметы и народные праздники. Жаворонки». 22 марта – весеннее солнцестояние. Чуть ли не главное событие в жизни наших предков.

Конспект НОД для детей 5–7 лет «Народные праздники» Цель: Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа. Задачи:.

Конспект НОД по познавательно исследовательской деятельности детей 3–4 лет «Народные праздники. Культура и традиции» Тема недели:Народные праздники. Культура и традиции. Тема :Русские традиции. Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция.

Консультация для родителей «Народные праздники на Руси» ОСЕНИНЫ Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины - это встреча осени на Руси. Её праздновали.

Консультация для родителей «Народные праздники на Руси» НОВЫЙ ГОД Как отмечали Новый Год в старину В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали.

Консультация для родителей «Народные праздники на Руси. Рождество» РОЖДЕСТВО Рождество Христово — один из наиболее почитаемых известных на Руси праздников, отмечают 7 января(25 декабря по старому стилю).

Консультация для родителей «Народные праздники на Руси. Сороки» «СОРОКИ» История праздника Почему же именно 22 марта считается "птичьим днем”? Когда-то христианские праздники с трудом вытесняли в сознании.

Конспект занятия «Народные праздники на Руси. Масленица» Подготовила: Воспитатель: Х. Ч. Бижоева Место проведения:территория детской районной библиотеки «Орбита» Подготовительная работа: - просмотр.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Народные праздники птиц «Сороки. Жаворонки»Народные праздники птиц «Сороки. Жаворонки» Описание праздника: На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Народные праздники. Водопол»
Опубликовано: 20 мая 2019 в 13:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Народные праздники. Водопол»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Гурьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД