Татьяна Стрелкова
Консультация для родителей «Народные праздники на Руси»
НОВЫЙ ГОД
Как отмечали Новый Год в старину
В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т. п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого). И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
Публикация «Консультация для родителей „Народные праздники на Руси“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Теперь это один из самых любимых наших праздников. А знаете ли вы, что раньше, вместо ёлки украшали другие деревья. Это были вишни, специально выращенные в кадках. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И развешивая на деревьях угощения - подарки, старались задобрить этих духов. Ну а вечнозелёная ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек на деревья вешали различные плоды, например:
яблоки - символ плодородия
орехи - непостижимость божественного промысла
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.
История рождественской елки
О Рождественской елке существует множество легенд.
Прежде, чем символом и обязательным праздничным атрибутом Нового года стала елочка, существовал обычай: в честь прихода Нового года украшать деревья. В Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связана с «его деревом» (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому и украшали деревья.
У славян существовал свой красивый обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня.
Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно ее родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель — священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» — защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Именно на самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками.
А вот легенда о происхождении серебряной мишуры. Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Как-то накануне Рождества она нарядила елку, но елка получилась скромная, почти без украшений. Ночью на елке побывали пауки, и, переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. Зная доброту женщины младенец Христос решил ее наградить и благословил дерево - в результате паутина превратилась в сверкающее серебро.
Первые наряженные рождественские елки появились на территории современной Франции, в Эльзасе; как утверждают историки, это произошло в 1605 году. Летопись свидетельствует: "На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру".
Повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно – в начале 19 веке. Сначала вечнозеленые красавицы появились в императорских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине 19 века.
В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить". Этот праздник очень полюбился русскому народу.
В 30-е годы XIX века новогодние елки ставились только в домах петербургских немцев, но уже в конце того же столетия они стали главным украшением и городских, и деревенских домов. Ну а в веке двадцатом нарядная елка была неизменным атрибутом зимних праздников.
В 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так в войну империалистическую Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев.
А в 1918 году на елку опять ополчились, на этот раз - советская власть, которая объявила ее буржуазным предрассудком, тесно связанным с опальной религией. Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно.
Елка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. Но 1 января стал нерабочим днем только в 1949 году.
Дед Мороз глазами детей разных стан Мира
Более 25-ти веков люди во всем Мире празднуют день, когда новый год сменяет старый. Это поистине излюбленный праздник взрослых и детей. Независимо от возраста, в преддверье Нового года, наши сердца наполняются трепетным ожиданием чуда!
За многовековую историю, традиции и символы праздника претерпели значительные изменения. Одним из прообразов главного символа Нового Года – Деда Мороза – считается Святой Николай. Этот архиепископ, живший в III-IV веках нашей эры, славился своими добрыми делами. Одна из легенд рассказывает как Николай спас трех сестер от участи рабынь, подкинув мешочек с золотом в дом их обедневшего отца. В то же время, некоторые народы представляли Деда Мороза грозным духом холода, другие считали его одним из лесных гномов. Внешний облик Дедушки так же менялся и дополнялся. В начале его рисовали как высоким курильщиком трубки. И только в конце 19 века, Дед Мороз обрел свой привычный образ веселого добряка с бородой.
Образ Деда мороза складывался веками. Вот как он выглядит теперь в глазах детей разных стран Мира:
Финляндия: Йоулупукки (в переводе "ряженный рождественский козел"). Обитает Йоулупукки в Лапландии на горе Корватунтури. Весь год Йоулупукки со своими помощниками эльфами и гномами мастерят игрушки и в канун Нового года, на оленьих упряжках, развозит подарки детям.
Дания: В вечной мерзлоте Гренландии, в окружении эльфов, обитает Юлетомте.
Италия: Баббе Натале и ее помощница Бефана - добрая. Бефана очень похожа на нашу Бабу Ягу. Она также летает на метле, но в отличие от Бабы Яги, Бефана носит шляпу и, спускаясь в дом по каминной трубе, оставляя детям сладости. Однако, подарки достаются только послушным детям, а хулиганам находят в своем чулке угольки.
Германия: Санта Николаус приходит со своим помощником Кнехтом Рупрехтом. Помощник Санты Николауса не только доставляет подарки. В течение года Рупрехт следит за поведением детей и записывает все их проступки в свою тетрадь.
Голландия: Синтера Клааса и его спутник негр по имени Черный Петер. У Петера такая же задача, как и у Рупрехта.
Швеция: В Швеции детям повезло вдвойне. У них два Деда Мороза: Юлтомтен и карлик Юлниссаар. Оба Деда под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
Франция: Во Франции также два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль (в переводе"Отец Рождество"). Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
Великобритания: Имя британского Деда Мороза переводится как «Отец Рождество». Чтоб сообщить Деду о своих пожеланиях, дети пишут письмо и бросают в камин.
Австралия: Санта Клаус в Австралии приходит на праздник в купальном костюме, так как Новый год в Южном полушарии приходится на разгар лета.
США: Американский Санта Клаус, как известно, был позаимствован у европейцев. Санта, перебравшись через океан, обзавелся упряжкой с оленями. Причем у каждого из них есть имя.
Колумбия: Папа Паскуале – король фейерверков.
Китай: Дун Че Лао Рен (в переводе «Дедушка Рождество»). Аналогом нашей Елки в Китае является «Дерево Света», украшенное разноцветными фонариками. В комнате, где проходит праздник, китайцы развешивают фотографии предков, тем самым отдавая им дань.
Япония: Деда Мороза японским детям заменяет бог Хотейошо, имеющий глаза на затылке!
Монголия: Дед Мороз носит косматую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках - длинный кнут.
Узбекистан: Кербобо. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. Перемещается Кербобо на ослике.
И, наконец, обитатель Великого Устюга, отечественный любимец детворы Дед Мороз, он же Мороз Красный Нос, он же Морозко. Долгое время Дедушка справлялся со своими обязанностями один, но в 1873 вышла пьеса Александра Островского "Снегурочка", и Дед Мороз обзавелся дочкой. Снегурочке также пришлось пройти свой путь трансформации, и через время и определенные события, ее стали считать внучкой.