Татьяна Филиппова
Развлечение с детьми старшей группы «Мордовия моя — народов дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение с детьми старшей группы
«Мордовия моя – народов дружная семья».
Подготовила и провела
воспитатель: Филиппова Т. Н.
Саранск 2019
Цель:
Расширять знания детей о своей малой Родине, о Мордовском народном творчестве.
Задачи:
- закреплять знания детей о Мордовии;
Публикация «Развлечение с детьми старшей группы „Мордовия моя — народов дружная семья“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Мордовия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- развивать у детей интерес к культуре мордовского народа;
- развивать в играх физические качества: ловкость, быстроту, выносливость;
- воспитывать любовь к Родине
- воспитывать уважение к национальным традициям.
Материалы к занятию: изображение флага и герба Мордовии, карточки с изображением достопримечательностей родного города, игрушки из дерева, лапти, кукла в национальном костюме, набор элементов мордовского орнамента, магнитофон.
Ход развлечения:
Воспитатель: Шумбратадо, эйкакшт! Здравствуйте, дети!
Ребята, скажите, вы знаете, что такое Родина? (Ответы, предположения детей)
Ребята, скажите, в какой республике мы с вами живём?
Правильно ребята. Мордовия - наша малая родина. А почему она так называется? (Коренные жители – мордва)
Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная.
Во всех странах, республиках есть государственные символы. Есть они и у нашей республики Мордовии. Назовите эти символы? (Герб, гимн и флаг.)
Дидактическая игра «Собери герб, флаг Мордовии».
На столе разрезные карточки с изображением герба и флага Мордовии. Собрать флаг и герб из частей.
Воспитатель: А как называется столица Мордовии? (Ответы детей).
Ребё нок: (читает заранее подготовленное стихотворение)
Красив Саранск и величавен
Своею чудной красотой!
Но для меня важней, ребята,
Что этот город мне родной.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Материал: карточки с изображением достопримечательностей родного города.
Игровые правила: дети по очереди берут изображение достопримечательности города и рассказывают о нем.
Воспитатель: Богата природа мордовской земли, и протекает по её территории река Мордовии – Мокша. И мы с вами давайте представим, что находимся на берегу этой реки и поиграем в игру.
Подвижная игра «Бег к реке».
Содержание и правила игры: На расстоянии 10-15 метров от «реки» чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу ведущего игроки бегут к «реке», достают со «дна» её камень и бегом возвращаются назад, отдают камень водящему. Он определяет три первых места. Игра повторятся 4-5 раз.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие народы проживают в нашей республике? (Ответы детей).
Верно, в нашей республике дружно живут русские, мордва, татары и представители многих других народов. Их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семьи, дети их вместе ходят в детский сад, в школу. Но у каждого народа есть своя культура, песни, танцы, сказки. Они дошли до нас из глубокой старины. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережёт свои традиции, обычаи, свой родной язык.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?
Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.
Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный.
Мордовский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький мордвин одной ногой к колыбели, другой на пахоте». Дети, а Вы знаете мордовские пословицы и поговорки о труде?
-Труд человека прославляет.
-Умелые руки не знают скуки.
-Кто боится работы, тот станет мастером.
-Работа к рукам не пристаёт.
-Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.
-Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.
Воспитатель: Вот спасибо, сколько пословиц и поговорок о труде вспомнили. Да, действительно, мордовский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. Но самую трудную работу люди делали сообща.
Наши предки были не только трудолюбивы, но и веселые люди. Они очень любили игры. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве.
Мордовская народная игра «Горшки» .
Играющие делятся на две группы. Дети — горшки, усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин. Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
«Продашь свой горшок?».
«Продам».
После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка и бегут навстречу друг другу. Кто успевает первым прикоснуться руками к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся игрок становится водящим.
Игра начинается сначала.
Правила игры. Нельзя мешать бегающему вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым прикоснется к голове горшка. Бежать в разные стороны только после того, как дотронуться руками до горшка.
Воспитатель: Раньше не было электричества. С наступлением темноты в избах зажигали лучину и под мордовские песни начинали работать. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: делали из ниток кукол своим младшим сёстрам, вышивали, вязали, шили. Красив наряд у мордовочки!
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть изделия мордовского народно – прикладного искусства. Особое внимание обращает на вышивки, их красоту).
Воспитатель: Создавали эти вышивки золотые руки мордовских девушек. В этих вышивках, как и в песнях, отражена поэтическая душа народа. Да, мордовский народ трудолюбив, богат душой, красивыми вышивками, песнями.
Надо уметь их любить и беречь.
У вас на столах на тарелочках лежат готовые элементы орнамента, мы будем составлять узор на салфетке.
Дидактическая игра «Собери узор»
Материал: набор элементов орнамента.
Игровые правила: детям предлагается набор элементов орнамента, из которых они должны выложить узор методом аппликации.
Воспитатель: Наше развлечение посвящено народным играм. Ведь они, тоже часть национальной культуры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.
Мордовская игра «Лапоток»
(Под мордовскую мелодию дети передают лапоть. У кого остается лапоть, после окончания музыки, тот танцует в лапте под музыку).
Воспитатель: Наше развлечение подошло к концу. Вастомазонок.