Получи документы

Конспект НОД «Народов дружная семья»

Оксана Меринова
Конспект НОД «Народов дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД «Народов дружная семья»

Цели: развитие у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России; актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык, жилища, традиции).

Публикация «Конспект НОД „Народов дружная семья“» размещена в разделах

Воспитательные: продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения: знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним; воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Развивающие: развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России; расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Формы организации детских видов деятельности – беседа, подвижные народные игры

Предшествующая работа: экскурсия в Национальную деревню г. Саратова (знакомство с жилищем и бытом народов Поволжья, экскурсия в этнографический музей г. Саратова (знакомство с национальными костюмами, предметами быта, обычаями) беседы по теме «Народы Поволжья», «Костюм Народов Поволжья», «Праздники Народов Поволжья», рассматривание альбомов «Народы Поволжья», «Куклы в национальных костюмах» разукрашивание национальных костюмов, подвижные народные игры, слушание народной музыки.

Планируемые результаты: дети должны называть основные элементы русского, украинского и татарского, казахского костюма, названия жилищ народов Поволжья : изба, юрта, хата, татарский дом; уметь сравнивать дома разных народов, рассуждать, делать выводы.

Дети должны понять, что главный фактор, который объединяет народы –это дружба;

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация, Аудиозапись музыки: «Калинка-малинка», «Татарская плясовая», «Украинская народная», «Казахская народная», «Во поле березка стояла»; тюбетейка для игры «Тимербай», карусель с лентами для музыкальной игры, игрушки для музыкальной игры, макет березы, ленты.

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель (читает стихотворение) :

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение?

Дети: - О нашей Родине – России, о людях, которые здесь живут.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Страна – это не только прекрасные реки, горы и леса. Это прежде всего люди, живущие в ней. Мы – россияне, жители многонациональной страны. Наша Родина сильна дружбой разных народов, которые ее населяют. Как вы думаете, много ли народов живет в России? (ответы детей)

Да мы живем в России, она очень большая, в ней очень много городов, один из них наш с вами город. В каком городе мы живем? (ответы детей).

Правильно, мы живем в Саратове, он очень красивый. Ребята, в нашем городе живут люди разных национальностей. Вспомните, какие народы живут в нашем городе?

Дети: в нашем городе живут русские, украинцы, казахи, мордва, татары, немцы.

В: сегодня мы с вами отправимся в гости к народам, которые живут в нашем крае, в национальную деревню. Познакомимся с культурой и обычаями этих народов. А куда мы попадем вначале нам подскажет песенка. Слушаем внимательно. Звучит «Калинка –малинка». Что это за музыка?

Дети: русская.

В: как вы думаете, куда мы попали?

Дети: на русское подворье, в гости к русскому народу.

В: давайте посмотрим на жилище русского народа. Как оно называется?

Д: изба

В: из каких материалов сделано?

Д: из дерева.

А как вы еще догадались, что мы попали на русский двор?

Д: по костюму.

В: правильно, давайте его рассмотрим. Назовите основные элементы костюма, из чего он состоит. (ответы детей)

Д: рубаха, сарафан, кокошник, косоворотка, штаны, сапоги, кушак, картуз.

В: русский народ всегда славился своей смекалкой. И я вам предлагаю отгадать хитрые загадки. А отгадки будут на экране.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит — отдает.

Сам в угол идет.

(Ухват)

Сама в избе, а нос — наружу.

Его я грею только в стужу,

А вместе с ним и всю семью,

Но круглый год семью кормлю. (Печь)

«Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо». (Самовар)

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке

(Чугунок)

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

В: молодцы, какие вы смекалистые все отгадали.

И мы с вами отправляемся дальше. Слушаем музыку. Звучит татарская плясовая. Ребята, к какому народу мы с вами попали?

Д: к татарскому.

В: давайте рассмотрим жилище татар. Что вы можете сказать?

Д: татары жили в домах, в деревянных. Дом делился на две половины: мужскую и женскую. На мужской половине встречали гостей, накрывали стол. На женской половине находилась кухня.

В: давайте рассмотрим татарский костюм.

Д: костюм яркий, основа это рубаха и штаны. У женщин это платье с оборками, поверх надевался камзол. На голове девочки носили калфак.

Мужчины носили на голове тюбетейку: с яркой вышивкой для молодежи и более скромную для взрослых мужчин. На ногах носили сапоги или туфли с загнутыми вверх носками, так как нельзя было царапать мать –землю.

В: какие татарские праздники вы знаете?

Д: сабантуй праздник плуга, в честь весеннего сева.

В: татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем. Я предлагаю вам сыграть в татарскую народную игру «Тимербай».

Физминутка – игра «Тимербай»

Дети образуют круг, водящий (воспитатель) – Тимербай, надевает тюбетейку и становится в центре. Звучит татарская музыка.

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались.

Хорошенько отмылись

И красиво нарядились.

И не есть, ни пить, не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Слова сопровождаются имитацией движений по тексту (воспитатель показывает, дети повторяют, на словах «вот так!» Тимербай делает какое-либо движение (например, поднять большой палец руки, обхватить себя руками и др.). Все повторяют движение, водящий выбирает того, кто быстрее и лучше сделал, передает ему тюбетейку. Затем игра проводится с новым водящим, уже без повторения движений по тексту, дети просто идут по кругу. Уже показанные движения повторять нельзя. Игра повторяется с несколькими водящими.

В: а мы с вами отправляемся дальше. Звучит украинская песня.

В: куда мы с вами попали?

Д: на украинский хутор.

В: как называется жилище украинцев?

Д: хата

В: из чего она сделана?

Д: из глины, крыша из соломы или камыша,

В: А какого цвета хата?

Д: белая и вся расписная.

В: давайте рассмотрим национальный костюм, из чего он состоит?

Д: рубаха, юбка, фартук, венок с лентами.

Венок носили девочки с 4-х лет.

В: а мужской?

Д: рубаха, шаровары, пояс.

В: что характерно для украинского костюма?

Д: много вышивки.

В: украинский народ всегда отличался своей музыкальностью, очень любит петь и плясать. Давайте и мы с вами поиграем в музыкальную игру с лентами.

А мы с вами отправляемся дальше. Звучит казахская музыка. На экране юрта. К какому народу мы с вами попали?

Д: к казахам.

В: Казахи очень гостеприимный народ, любого путника приглашали в юрту, кормили вкусным обедом и давали отдохнуть. И только потом хозяин дома мог спросить кто этот человек и куда направляется. Давайте зайдем в юрту и немного отдохнем. Посмотрите, какой необычный дом у казахов. Как он называется?

Д: юрта.

В: давайте его рассмотрим, почему он необычный?

Д: его можно разобрать и собрать, перевезти на другое место.

В: да, с наружи он оббит войлоком, а внутри лежат ковры, посередине очаг, в юрте тепло и уютно. Казахи часто собираются за праздничным столом, который называется дастархан. Этот народ любит вкусно поесть и сытно накормить гостей. А еще казахи любят пить чай, пьют из пиал.

Давайте рассмотрим казахский костюм. Из чего он состоит?

Д: платье с оборками, камзол, меховая безрукавка и шапка

В: костюм не только красивый, но еще и теплый, так как казахи кочевой народ.

Отдохнули?

Д: да.

В: а нам пора в дорогу.

В: Ребята, мы с вами побывали в гостях у разных народов, скажите, чем отличаются народы друг от друга?

Ответы детей.

В: ребята, а что объединяет наши народы?

Д: дружба.

В: народы отличаются своей культурой, обычаями, но всех нас объединяет дружба.

Украшение березки – символа России.

Воспитатель: - Ребята, а какое дерево считается символом России?

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в зелененьких серёжках.

Это белая. (Березка)

Воспитатель: - Посмотрите, у нас тоже есть березка (показывает макет). Березку по праву называют русской красавицей. Есть старинный обычай украшать это деревце разноцветными лентами. Давайте и мы нарядим березку: повяжем ленточки на ее ветви, как символ того, что разные национальности украшают нашу Россию и делают ее богаче и прекрасней. Сила России в единстве и дружбе народов.

Дети выполняют задание. (звучит Во поле березка стояла)

В: На этом наше путешествие подошло к концу, а нам с вами пора отправляться в группу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного НОД «Моя дружная семья» Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе по развитию речи, познанию и музыке во второй младшей группе по теме «Моя дружная.

Конспект НОД «Моя дружная семья» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья». Автор: Белекеева М. А Время проведения: 15 минут Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья» Автор: Белекеева М. А Время проведения: 15 минут Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Наша дружная семья» Цель: формировать представления о семье и её членах, о добродушном отношении друг к другу; воспитывать любовь и уважение к своим родным;.

Конспект НОД с родителями «Наша дружная семья» Предварительная работа: дети дома с родителями составляют генеалогическое древо своей семьи, оформляют его. Все подготовленные древа вывешены.

Конспект НОД в младшей группе «Моя дружная семья» Конспект НОД в младшей группе по теме «Моя дружная семья» Тема: Моя дружная семья Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование.

Конспект НОД по формированию представлений о семье в младшей группе «Моя дружная семья» Цель: формировать представления о семье и её членах. Задачи: 1. воспитывать любовь и уважение к своим родным; 2. формировать понятие: мой.

Конспект НОД «Наша дружная семья» Цель: Формирование представления о семье и ее членах. Интеграция образовательных областей:«Социализация» (ведущая, «Познание», «Коммуникация»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Народов дружная семья»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 23:53
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Народов дружная семья»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Меринова (УИ 50090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД