Оксана Меринова
Конспект НОД «Народов дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Народов дружная семья»
Цели: развитие у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России; актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык, жилища, традиции).
Публикация «Конспект НОД „Народов дружная семья“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Воспитательные: продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения: знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним; воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Развивающие: развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России; расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Формы организации детских видов деятельности – беседа, подвижные народные игры
Предшествующая работа: экскурсия в Национальную деревню г. Саратова (знакомство с жилищем и бытом народов Поволжья, экскурсия в этнографический музей г. Саратова (знакомство с национальными костюмами, предметами быта, обычаями) беседы по теме «Народы Поволжья», «Костюм Народов Поволжья», «Праздники Народов Поволжья», рассматривание альбомов «Народы Поволжья», «Куклы в национальных костюмах» разукрашивание национальных костюмов, подвижные народные игры, слушание народной музыки.
Планируемые результаты: дети должны называть основные элементы русского, украинского и татарского, казахского костюма, названия жилищ народов Поволжья : изба, юрта, хата, татарский дом; уметь сравнивать дома разных народов, рассуждать, делать выводы.
Дети должны понять, что главный фактор, который объединяет народы –это дружба;
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация, Аудиозапись музыки: «Калинка-малинка», «Татарская плясовая», «Украинская народная», «Казахская народная», «Во поле березка стояла»; тюбетейка для игры «Тимербай», карусель с лентами для музыкальной игры, игрушки для музыкальной игры, макет березы, ленты.
Ход НОД
І. Вводная часть
Организационный момент
(Дети стоят вокруг воспитателя)
Воспитатель (читает стихотворение) :
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.
Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: - О нашей Родине – России, о людях, которые здесь живут.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Страна – это не только прекрасные реки, горы и леса. Это прежде всего люди, живущие в ней. Мы – россияне, жители многонациональной страны. Наша Родина сильна дружбой разных народов, которые ее населяют. Как вы думаете, много ли народов живет в России? (ответы детей)
Да мы живем в России, она очень большая, в ней очень много городов, один из них наш с вами город. В каком городе мы живем? (ответы детей).
Правильно, мы живем в Саратове, он очень красивый. Ребята, в нашем городе живут люди разных национальностей. Вспомните, какие народы живут в нашем городе?
Дети: в нашем городе живут русские, украинцы, казахи, мордва, татары, немцы.
В: сегодня мы с вами отправимся в гости к народам, которые живут в нашем крае, в национальную деревню. Познакомимся с культурой и обычаями этих народов. А куда мы попадем вначале нам подскажет песенка. Слушаем внимательно. Звучит «Калинка –малинка». Что это за музыка?
Дети: русская.
В: как вы думаете, куда мы попали?
Дети: на русское подворье, в гости к русскому народу.
В: давайте посмотрим на жилище русского народа. Как оно называется?
Д: изба
В: из каких материалов сделано?
Д: из дерева.
А как вы еще догадались, что мы попали на русский двор?
Д: по костюму.
В: правильно, давайте его рассмотрим. Назовите основные элементы костюма, из чего он состоит. (ответы детей)
Д: рубаха, сарафан, кокошник, косоворотка, штаны, сапоги, кушак, картуз.
В: русский народ всегда славился своей смекалкой. И я вам предлагаю отгадать хитрые загадки. А отгадки будут на экране.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит — отдает.
Сам в угол идет.
(Ухват)
Сама в избе, а нос — наружу.
Его я грею только в стужу,
А вместе с ним и всю семью,
Но круглый год семью кормлю. (Печь)
«Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо». (Самовар)
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке
(Чугунок)
Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)
В: молодцы, какие вы смекалистые все отгадали.
И мы с вами отправляемся дальше. Слушаем музыку. Звучит татарская плясовая. Ребята, к какому народу мы с вами попали?
Д: к татарскому.
В: давайте рассмотрим жилище татар. Что вы можете сказать?
Д: татары жили в домах, в деревянных. Дом делился на две половины: мужскую и женскую. На мужской половине встречали гостей, накрывали стол. На женской половине находилась кухня.
В: давайте рассмотрим татарский костюм.
Д: костюм яркий, основа это рубаха и штаны. У женщин это платье с оборками, поверх надевался камзол. На голове девочки носили калфак.
Мужчины носили на голове тюбетейку: с яркой вышивкой для молодежи и более скромную для взрослых мужчин. На ногах носили сапоги или туфли с загнутыми вверх носками, так как нельзя было царапать мать –землю.
В: какие татарские праздники вы знаете?
Д: сабантуй праздник плуга, в честь весеннего сева.
В: татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем. Я предлагаю вам сыграть в татарскую народную игру «Тимербай».
Физминутка – игра «Тимербай»
Дети образуют круг, водящий (воспитатель) – Тимербай, надевает тюбетейку и становится в центре. Звучит татарская музыка.
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались.
Хорошенько отмылись
И красиво нарядились.
И не есть, ни пить, не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Слова сопровождаются имитацией движений по тексту (воспитатель показывает, дети повторяют, на словах «вот так!» Тимербай делает какое-либо движение (например, поднять большой палец руки, обхватить себя руками и др.). Все повторяют движение, водящий выбирает того, кто быстрее и лучше сделал, передает ему тюбетейку. Затем игра проводится с новым водящим, уже без повторения движений по тексту, дети просто идут по кругу. Уже показанные движения повторять нельзя. Игра повторяется с несколькими водящими.
В: а мы с вами отправляемся дальше. Звучит украинская песня.
В: куда мы с вами попали?
Д: на украинский хутор.
В: как называется жилище украинцев?
Д: хата
В: из чего она сделана?
Д: из глины, крыша из соломы или камыша,
В: А какого цвета хата?
Д: белая и вся расписная.
В: давайте рассмотрим национальный костюм, из чего он состоит?
Д: рубаха, юбка, фартук, венок с лентами.
Венок носили девочки с 4-х лет.
В: а мужской?
Д: рубаха, шаровары, пояс.
В: что характерно для украинского костюма?
Д: много вышивки.
В: украинский народ всегда отличался своей музыкальностью, очень любит петь и плясать. Давайте и мы с вами поиграем в музыкальную игру с лентами.
А мы с вами отправляемся дальше. Звучит казахская музыка. На экране юрта. К какому народу мы с вами попали?
Д: к казахам.
В: Казахи очень гостеприимный народ, любого путника приглашали в юрту, кормили вкусным обедом и давали отдохнуть. И только потом хозяин дома мог спросить кто этот человек и куда направляется. Давайте зайдем в юрту и немного отдохнем. Посмотрите, какой необычный дом у казахов. Как он называется?
Д: юрта.
В: давайте его рассмотрим, почему он необычный?
Д: его можно разобрать и собрать, перевезти на другое место.
В: да, с наружи он оббит войлоком, а внутри лежат ковры, посередине очаг, в юрте тепло и уютно. Казахи часто собираются за праздничным столом, который называется дастархан. Этот народ любит вкусно поесть и сытно накормить гостей. А еще казахи любят пить чай, пьют из пиал.
Давайте рассмотрим казахский костюм. Из чего он состоит?
Д: платье с оборками, камзол, меховая безрукавка и шапка
В: костюм не только красивый, но еще и теплый, так как казахи кочевой народ.
Отдохнули?
Д: да.
В: а нам пора в дорогу.
В: Ребята, мы с вами побывали в гостях у разных народов, скажите, чем отличаются народы друг от друга?
Ответы детей.
В: ребята, а что объединяет наши народы?
Д: дружба.
В: народы отличаются своей культурой, обычаями, но всех нас объединяет дружба.
Украшение березки – символа России.
Воспитатель: - Ребята, а какое дерево считается символом России?
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в зелененьких серёжках.
Это белая. (Березка)
Воспитатель: - Посмотрите, у нас тоже есть березка (показывает макет). Березку по праву называют русской красавицей. Есть старинный обычай украшать это деревце разноцветными лентами. Давайте и мы нарядим березку: повяжем ленточки на ее ветви, как символ того, что разные национальности украшают нашу Россию и делают ее богаче и прекрасней. Сила России в единстве и дружбе народов.
Дети выполняют задание. (звучит Во поле березка стояла)
В: На этом наше путешествие подошло к концу, а нам с вами пора отправляться в группу.