Александра Выучейская
Развлечение «Птицы северного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Детский сад п. Красное»
Сценарий развлечения
по родному краю
Для старших дошкольников
Образовательная деятельность:
Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие
Подготовила воспитатель
Первой квалификационной категории
Выучейская Александра Алексеевна
26.11.2020
Публикация «Развлечение „Птицы северного края“» размещена в разделах
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Сценарии развлечений на тему птиц
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2021
Цель: Воспитание любви к природе родного края.
Задачи: Обобщить знания о птицах, которые обитают в тундре, дать представление о перелётных и зимующих птицах, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание картин и фотографий. Подвижные игры; беседа о птицах.
Материал: Фонограмма с записью голосов птиц; шапочки птиц; картина с изображением тундры, карточки с изображением птиц; обручи.
Ход развлечения
Воспитатель: сегодня мы собрались здесь, чтобы проводить осень, попрощаться с птицами, которые улетают на юг. Сначала я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идёт речь.
Белый снег пушистый.
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
Любят все меня за это.
Я зовусь, конечно (лето)
Стали дни холоднее, поспевает брусника
И от птичьего крика сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь за синее море,
И деревья блистают в разноцветном уборе.
Воспитатель – Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам заглянули необычные гости, хотите узнать кто? Тогда закройте глаза и внимательно послушайте тишину.
(Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись пения птиц)
- Что вы услышали?
- Правильно, это птицы приглашают нас в своё Царство. Хотите там оказаться? Только для этого каждому из вас надо сделать доброе дело – спасти птенца. Вы согласны?
1 Игра «Спаси птенца»
- Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх, возьмите птенца. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, поделитесь с ним добротой своего сердца. Теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!
- Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц.
Воспитатель - давайте послушаем стихи.
2 Стихи детей о птицах :
Осень золотая
К нам пришла опять,
Птицы рано утром
Надо мной летят.
Собираю ягоду
И кричу им вслед:
«Передайте людям
Пламенный привет»
Ходит в тундре серый гусь.
- Никого я не боюсь,
Не боюсь лисы и волка:
Вон гусей нас, в тундре сколько.
На озёра сели птицы,
Сели птицы отдыхать.
На озёра сели птицы :
Волн высоких не видать.
Выйду я из чума,
Что так много шума.
На озёрах птиц не счесть,
Даже солнцу негде сесть.
На осеннем мутном небе
Клином тянется отряд,
И не гуси, и не утки,
Это лебеди летят.
Птицы, крыльями махая,
Улетают в край родной.
Знать, судьба у них такая,
Нет судьбы у них иной.
Белое облачко в тундре летело,
Вдруг возле нашего чума присело.
Забегало облачко вдруг, как живое.
Никак не пойму – что же это такое?
К облачку стал подползать я украдкой –
Оно оказалось, друзья, куропаткой.
Вот сова сидит молчком
На земле, как снежный ком:
Не страшна ведь для совы
Стужа матушки – зимы…
Воспитатель – сейчас поиграем в игру.
3 Подвижна игра «Коршун и цыплята»
- Развитие ловкости и привития навыков коллективных действий.
По сигналу воспитателя «коршун» старается поймать «цыпленка», стоящего последним в колонне. «Наседка», разводя руки в стороны, препятствует «коршуну» забежать в конец колонны и поймать «цыпленка». Все «цыплята» перемещаются то влево, то вправо, помогая этим последнему в колонне игроку уйти от «коршуна». Когда «цыпленок» пойман, он становится «коршуном», а «коршун» - «наседкой».
4 Беседа о птицах
- Чем похожи все птицы? (У всех есть клюв, две лапки, перья, крылья)
- А чем отличаются друг от друга? (величиной, цветом оперения, Формой хвоста, размером крыльев)
- Каких северных птиц вы знаете?
- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас (зимующие, назовите их.
- Какую пользу приносят птицы? (Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, тундру от вредителей, гусениц и червяков).
- Отгадайте загадки:
Всю зиму, до самого лета,
В сокуй белоснежный одета,
Глаза, как зелёные блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит (полярная сова)
Комья снежные лежат,
Комья снежные дрожат.
Это птица, а не снег.
Обитает возле рек.
Только клювик и глаза
Выдают её всегда.
Она белая, как ватка.
Кто же это? (Куропатка)
- Где они живут? Расскажите о них.
Рассказы о птицах
5 Подвижная игра «Найди свою перелётную птицу»
Воспитатель – у нас в гостях перелётные птицы, чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки (воробей, гусь, пуночка, лебедь, утка).
1 Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю, здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый (воробей).
2 Я в любую непогоду уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь – чистоплотный серый (гусь).
3 Прилетела к нам весной с звонкой песней озорной
Маленькая пташка в беленькой рубашке (пуночка).
4 Встретишь этих птиц прекрасных на странице Книги Красной:
Оперенье нежное, шея белоснежная! (лебедь)
5 Пестрая крякушка ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой (утка)
А сейчас поиграем в игру.
- Встанем вокруг птиц. (Дети разбиваются на четыре группы; каждая образует круг вокруг одного из детей в маске)
- Запомните своих птиц. Сейчас под музыку они будут летать и клевать зёрнышки. Когда музыка закончится, вы должны найти свою птицу и окружить её. Выигрывает та группа, которая быстрее образует кружок.
6 Дидактическая игра «Узнай птицу по крику»
У настоящего охотника должно быть не только острое зрение, но и отличный слух. Ведь он может узнать по звуку зверя или птицу. Вот сейчас проверим, знаете ли вы, как кричат птицы нашей тундры.
(Звучит запись крика птиц. Когда дети определят птицу по крику, педагог показывает изображение на фотографии)
7 Дидактическая игра «Птицы нашего края»
Воспитатель – ребята, у меня на коврике лежит картина, что изображено на ней? (Тундра)
Ваша задача – выберите птиц, которые живут у нас в тундре. Назовите их по - ненецки и разложите их на картине.
Воспитатель – молодцы, ребята! А сейчас ещё одна игра.
9 Подвижная игра «Орёл и птицы»
Дети выбирают птиц, голосам которым будут подражать. «Птицы» прячутся от орла в гнёздах, орёл сидит в гнезде. Птицы полетели, они бегают, чирикают, чистят пёрышки. При фразе: «Орёл летит!» - птицы должны молча лететь в свои гнёзда. Если орёл кого-то поймает, то он должен угадать птицу по крику. Угаданную птицу орёл уводит в своё гнездо.
10 Угощение детей конфетами «ласточка»
Воспитатель – а вы знаете, ребята, одна птичка, перед тем, как улететь в тёплые края, передавала вам большой привет и передаёт угощение.
Список литературы:
1 Мне вспомнилось детство. Пичков А. И. Стихи. -Нарьян-Мар:НОИУУ. -1998
2 Молодые голоса тундры, Альманах №3. Этно- культурный центр НАО Нарьян-Мар. :2003
3 Ненецкие подвижные игры в детском саду / Е. Н. Окотэтто. – СПб: Просвещение, 2002
4 Проталинки. П. Явтысый Стихи для детей. Нарьян-Мар, 2008