Олеся Дмитриева
Развлечение «Праздник Хейро» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение в старшей группе
Конспект мероприятия: «Открытый показ» - демонстрация практического опыта по применению техники декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе
II этап городского конкурса «Мир творчества»
Название мероприятия: Развлечение «Праздник - Хейро»
Конкурсант: Дмитриева Олеся Сергеевна, воспитатель I квалификационной категории.
Темочки:
Возрастная группа : старший дошкольный возраст
Дата проведения: 27 января 2016 г.
Цель: уточнить и расширить знания детей о культуре и самобытности народов крайнего севера.
Задачи:
1. Формировать интерес к творческой деятельности посредством экспериментирования с различными материалами, к «открытию» их свойств и качеств при создании художественных образов;
2. обогащать словарный запас детей словами, пришедшими к нам из культуры малочисленных народов Севера, обозначающими предметы бытового окружения (нарты, барган, малица, строганина и пр.);
3. развивать коммуникативные навыки детей в общении друг с другом, со взрослыми;
4. воспитывать любознательность, интерес к культуре и обычаям народов Крайнего Севера.
Методические приё мы: сюрпризный момент, мотивация деятельности, игровая ситуация, комментированный показ, рассматривание, руководство процессом выполнения, самостоятельная работа детей, художественное слово, обыгрывание поделки.
Материалы: тазы с водой, замоченная в воде газета, заготовленное солёное тесто; индивидуальные клеёнки для работы, стеки, салфетки влажные, клей, кисти для клея, салфетки тряпичные, розетки под клей, подставки под кисти, заготовки из искусственного меха разной длины, полоски бархатной бумаги красного и чёрного цвета, ножницы.
Оформление зала: при входе в зал установлена ярусная экспозиция «Крайний Север» на которой представлены поделки, выполненные в технике прессованной мокрой газеты и солё ного теста: животные Севера, народы Севера, центральную стену занимает композиция в технике «Вытыканки» с изображением чумов, оленей, коренных жителей Севера, в зале стоит имитация чума, ширма, оформленная в той же тематике, по периметру зала стоят столы-рабочие зоны.
Предварительная работа: накануне праздника «Хейро» с детьми проводиться беседа о культуре и традициях народов Крайнего Севера. Пробно, в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста отрабатываются технические приёмы исполнения.
Ход мероприятия:
I часть: Познавательная
1. Организационный момент
Дети входят в зал под музыкальные мотивы народов Севера. Останавливаются у центральной стены, на которой изображены олени, чумы, и люди с поднятыми вверх руками.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?
Дети: В музыкальный зал.
Воспитатель: А что необычного появилось в нашем музыкальном зале?
Дети: Стоят столы, есть ширма и даже чум.
Воспитатель: Посмотрите сюда, а что изображено здесь?
Дети: Это тундра и жители Севера, они зазывают солнце.
Воспитатель: Верно, только здесь на Севере, где полярная ночь сменяется полярным днём, есть такой праздник, именуемый у местных жителей праздником Хейро. Что означает слово – Хейро?
Дети: Это – солнце!
Музыкальный ряд: под этнические напевы появляется из-за ширмы кукла-шаман, совершающая ритуальный танец с бубном в руках. Старый шаман отчаянно взывает к богам.
2. Появление Шамана
Шаман: Стар я совсем, не по силам мне пробудить тебя – «Светлое око».
Воспитатель: Можем ли мы помочь вам? Посмотрите сколько нас…И трудностей мы не боимся, правда, ребята?
Дети: Да.
Шаман: Тогда ступайте на край земли, туда - где земля и небо прячут в своих объятиях «Светлое око», отыщите Северка, он вам поможет. Магические камни укажут вам путь к солнцу.
Воспитатель берёт мешочек с камнями, встряхивает его, и как бы нечаянно рассыпает содержимое. Камни рассыпаются в направлении первого испытания.
Звуковой ряд: завывает вьюга, под скрип снега под ногами, воспитатель и дети направляются к сложенным невпопад частям нарт, дети разбирают имитацию сугроба.
Воспитатель: Ребята, здесь нас ждет какое-то задание. Посмотрите на эту схему. Как вы думаете, что на ней изображено?
Дети: Это нарты - сани, на которых ездят жители Крайнего Севера.
3. Задание по схеме «Нарты»
Дети по инструкции-схеме собирают сани- нарты.
Воспитатель: Для чего нужны нарты?
Дети: Нарты-это средство передвижения местных жителей, на них они возят свои вещи, когда кочуют.
Дети усаживаются в сани вместе с воспитателем.
Звуковой ряд: завывает вьюга, слышен лай собак, голоса погонщиков.
Воспитатель: Жители Крайнего Севера запрягают в нарты не только оленей. Животное это было первым, кого приручил человек, его считают самыми умным и преданным. О ком же идёт речь?
Дети: Это порода собак, которых разводят народности Севера – хаски.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Музыкальный ряд: завывает вьюга, поднимается пурга.
Воспитатель: Скорее прячемся, иначе нас заметёт. Все сюда!
Воспитатель и дети направляются к чуму. Пока дети прячутся внутри чума, воспитатель выкатывает столик на роликовых ножках, облачённый в чехол-печку (он же очаг).
3. Волшебная печь.
Воспитатель: Ребята, кажется буря стихла, выходите сюда, греться.
Дети подходят к печи, прикасаются руками. Печь холодная.
Воспитатель: Давайте, попробуем раздуть пламя.
Воспитатель и дети приседают у печи, раздувают пламя, снимают с нижней части печи лоскуты ткани на липах, появляется рисунок пламени.
Звуковой ряд: треск костра.
Греют руки над печкой, потирая ладошки друг о друга. Стоя у печки, рассуждают.
Воспитатель: Где же хозяева? Наверное, здесь живёт одинокий охотник. Ребята, вспомните кто у народов севера занимается установкой чума?
Дети: Женщины, они собирают и разбирают чум, когда семья уходит с обжитого места. А шкуры, которыми покрыт чум, называются нюки.
Воспитатель: А что ещё делают женщины?
Дети: Выделывают шкуры оленя, шьют из них одежду - верхняя одежда у северян называется малицей, а обувь унты.
Воспитатель: Я не ошиблась, здесь действительно живёт охотник, посмотрите вот замороженная рыба (демонстрирует её детям, разрешает понюхать). Вспомните, как называется традиционное национальное блюдо из рыбы на севере?
Дети: Строганина.
Воспитатель: Интересно? Откуда люди берут воду? Реки покрыты льдом, колодцев нет.
Дети: Они растапливают снег.
II часть: Продуктивная деятельность
1. Изготовление основы
Воспитатель и дети подходят к столам, на столах стоят тазы с водой с замоченной в них газетой.
Воспитатель: Вода здесь не случайно. Внешне мы с вами совсем не похожи на коренных жителей Севера, но надо признать - дети любых национальностей любят играть в одни и те же игры, во что играют дети зимой?
Дети: Катаются с горки, лепят снеговика, кидают снежки.
Воспитатель: Давайте, попробуем слепить снежки из мокрой газеты? Я беру газету, сминаю её в комочек, отжимаю воду и придаю ей форму шара.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель: Шар похож на голову, такой же круглый, а если сделать ещё и туловище, то у нас с вами получиться человечек. Тот самый Северок, о котором говорил старый шаман. Для этого из мокрой газеты попробуем вылепить конусы. Показываю, как. Сначала сжали комочек одной рукой, что получилось?
Дети: Столбик.
Воспитатель: Затем, обернули его в газету, так чтобы просматривалась верхушка конуса. Левая ладонь прямая, ею мы выравниваем основание, а правая - формообразующая, ею мы придаём форму. Чтобы конус был устойчивым, постучим его основанием о стол. Сделаем небольшое углубление в шаре и закрепим конус и шар с помощью клея.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель: С этим заданием вы справились, молодцы! Но, по-моему, чего не хватает?
Дети: Рук и лица.
Воспитатель: Думаю, хозяин чума не сильно расстроиться если, мы возьмём у него немного муки и соли. Лицо и руки нашему Северку мы вылепим из солёного теста. Лицо слепим в виде шара, сплюснем его в ладонях и получим?
Дети: Диск.
Воспитатель: Диск прижмём к голове ладонью, края диска прижмём пальцами. Детали лица процарапаем стекой. Затем, скатаем столбик и разделим его на две части-это будут руки Северка. Обратите внимание: место среза получилось более ровным - это будет низ рукава. И ещё : тесто сырое, мягкое и само приклеивается в мокрой бумаге!
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель: Ждать к сожалению, мы не можем! Поэтому предлагаю подсушить человечков в печи.
Воспитатель ставит человечков в печь, на нижнем уровне которой уже стоят готовые поделки просушенные и прокрашенные (пробно, выполненные детьми). Пока поделки «сушатся», дети наводят порядок на рабочих местах. Воспитатель выкладывает заготовки из искусственного меха, доливает клей в розетки. Дети раскладывают раздаточный материал. Двое ребят нарезают треугольники из бархатной бумаги: красного и чёрного цвета.
2. Украшение поделки
Воспитатель: (вынимает из печи поделки) Вот так чудеса! Посмотрите, они сухие! Обратите внимание, как предметы при разных температурных режимах меняют свойства.
Дети: Тесто стало твёрдым как камень, а газета лёгкой.
Воспитатель: Ребята, нам с вами осталась самая малость - украсить шубку Северка. Верхняя одежда с капюшоном и длинным рукавом, одеваемая через голову называется у северян - малицей. Длинные полосы меха мы наклеим вокруг лица, а короткие по рукаву. Из бархатной бумаги пустим узор в виде чередующихся треугольников на передней части малицы.
Дети выполняют задание самостоятельно.
III часть: Заключительная
Музыкальный ряд: этнические напевы, дети выстраиваются в полукруг. Читают по четверостишию из стихотворения «Хейро».
Праздник «Хейро»
Ждут восхода солнца люди, праздник «Хейро» на носу,
Чтоб его скорей приблизить человечка я слеплю.
Не из глины-пластилина, я газету намочу:
Выжму воду, дам ей форму на окошке подсушу.
Распишу его я краской и детали нанесу
Теста маленький кусочек я для этого возьму
Оживлю лицо смешное, с ним в тиши поговорю,
За окном темно как ночью, я вздыхаю и грущу-
Есть желание простое, поделюсь с тобой я им,
Подниму над головою - ты же солнца званный сын!
Расскажи ему про зиму, про суровые снега,
Чтоб скорей проснулось солнце – жду его не только я.
И тогда весна наступит, и полярный день придёт.
И в природе повториться волшебства круговорот.
И земля вдруг пробудиться после затяжного сна,
Зимы здесь конца не знают, тем желаннее весна.
Над детьми включается световой шар, символизирующий собой пробуждение солнца. Звучат этнические напевы.
Шаман: Только храбрые сердцем и сильные духом способны пробудить «Светлое око»! Благодарю вас мои маленькие друзья, в награду дарую вам талисманы удачи, пусть они оберегают вас и помогают во всех добрых делах!
Шаман передаёт воспитателю медальоны в виде солнца. Дети под музыку покидают зал.