Елена Николенко
Развлечение «Мы казачата, веселые ребята!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мероприятия
Дети, одетые в кубанские костюмы заходят в зал под музыкальное сопровождение песни «Казачата», муз. Попова.
Воспитатель: Приветствую вас, хлопчики и девчата! Доброго здоровья, гости дорогие!
Дети замечают в руках у воспитателя соломенную шляпу.
Ребенок: а что это за шляпа?
Воспитатель: Это ребята, брыль. Как вы думаете дети,что можно сделать с нею кроме того, что надевать на голову в жаркую погоду? Предположения детей.
Воспитатель: С нею можно поиграть в игру.
Дети: А как играть в эту игру?
Публикация «Развлечение „Мы казачата, веселые ребята!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитатель: А вот сейчас мы с вами пойдем в гости к казачке Дарье Григорьевне, она знает много старинных казачьих игр и спросим у нее.
Дети подходят к дому, где встречает их казачка.
Казачка : Здравствуйте, гости дорогие, божьи посланцы!
Мы гостей, любим, уважаем.
На лучшее место в доме сажаем.
Трое суток у вас спрашивать будем,
Куда едете, да какие цели?
Воспитатель: Дарья Григорьевна, а Вам что- нибудь известно о кубанских играх, расскажите, пожалуйста, нам.
Казачка : Конечно, я много знаю разных игр. В играх отражаются характерные черты деятельности охотника, воина, земледельца, особенности домашнего быта. Подобно светоносному роднику в них пульсирует душа и ум народа. Казаки отличались силой и мужеством. Любовью к родной земле. Эти качества они хотели привить своим детям. Игры познакомят вас с окружающей природой, забавами, и традициями казаков. Играя в казачьи игры, вы станете сильными, ловкими, быстрыми. Устали слушать, пора и поиграть.
Игра «Казак и воробей»
Из детей с помощью считалки выбирается Казак и Воробей.
Край дольный,
Край широкий.
Мак мачистый,
Головистый,
Головушки, как розушки.
Встань так, будешь – мак.
Остальные дети образуют круг - плетень. На середину круга кладут овощи и фрукты – это «огород». В стороне от круга кладут обруч – это «гнездо» Воробья.
Хоровод движется по кругу, припевая (или приговаривая) :
Воробей маленький,
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает,
В огороде ночует,
Ягоды ворует.
Воробей забегает в круг, берет орех и старается унести его в свое «гнездо».
Казак сторожит Воробья за кругом и может ловить его только там, на пути воробья к «гнезду». Если Воробью удается положить свою «добычу» из «огорода» в «гнездо», он снова играет. Если Казак поймал Воробья, то Воробей меняется ролью с одним из участников игры.
В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой Воробей
принес больше всех орехов в «гнездо».
Казачка : Дети, давайте разучим кубанскую казачью игру «Брыль». Брыль-это соломенная шляпа с большими полями. Земледельцы и пастухи надевали ее, чтобы защититься от жарких солнечных лучей.
Игра «Брыль»
Считалкой выбирается ведущий.
Шла коза по мостику
И махала хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит? Это он!
Выходи из круга вон!
В руках у ведущего соломенная шляпа (брыль). Игроки находятся в кругу. Ведущий идет за кругом, по команде ведущего: «Солнце», игроки закрывают глаза. Ведущий одевает на голову одному из игроков брыль. После слов ведущего «Тень», игроки открывают глаза и пытаются осалить игрока в шляпе. Игрок, у которого на голове брыль должен успеть выскочить в круг.
Казачка : А раньше мы водили хороводы, пели песни. Хотите я вас научу?
Хороводная игра «Дуня»
С помощью считалки выбирается Дуня и пастух.
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты – води.
Воспитатель: Ди, ди- ли, ди, ди- ли.
А вы Дуню видели?
Дети:
Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!
Дети делают круг, в круг выходит девочка Дуня. Дети идут, поют на любую мелодию:
В огороде, во саду
Берет Дуня лебеду,
Она рвет и берет,
Во передничек кладет, приговаривает:
Дуня:
Ой, ду- дуду- дуду- ду
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла,
Пастуху отдала.
Выходит мальчик- Пастух, Дуня отдает ему дудочку, он берет ее под руку.
Пусти меня, пастушок, в чисто поле погулять.
Я тебе, пастушку,
много ягод принесу.
Пастушок:
Я ягод не хочу, тебя в поле не пущу.
Дуня: Пусти меня, пастушок, в зелен сад погулять.
Я тебе, пастушку, много яблок принесу.
Пастушок: Я яблок не хочу, тебя в сад не пущу.
Дети поднимают сцепленные руки и делают «воротики» - Дуня убегает, а Пастух ее ловит.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам игра? Подойдите ко- мне ближе. Что- то не слыхать пока стука копыт… А, нет! Слышу-слышу! Скачет лихой казак на вороном своем коне- вот- вот явится!
Звучит фоновая подложка стука лошадиных копыт, появляется мальчик- казак скачущий верхом на палочке-лошадке, размахивая игрушечной шашкой.
Казачка : Вот он! Явился рубака грозный! Ты где ж обрытался, постреленок?
Мальчик – казак : (не слезая с «коня»,гордо подбоченись) :На майдане джигитовку малышне показывал! Потом чертополохам головы рубил. (показывает как рубил). Всех начисто извел!
Казачка : А среди вас, казачата, есть, кто умеет верхи брать, то есть быстро да ловко на коне скакать? А вот мы проверим!
«Казачьи скачки»
Дети делятся на две команды, каждая команда продумывает свое название.
Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню, который надо преодолевать с помощью палки, пользуясь ею как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие «на коне», не замочив своих ног и «коня», достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели. «Атаман» объявляет команду победительницу.
Воспитатель: Дети. А какая ваша любимая кубанская игра?
Дети: Мы очень любим играть в «Колесо».
Воспитатель: Ну тогда становитесь в круг!
Игра «Колесо»
Дети становятся по кругу. С помощью считалки выбирается водящий:
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей, говори поскорей,
Не задумывайся!
В руках у одного колесо (обруч с лентами). Под музыку колесо запускается по кругу. В чьих руках окажется колесо когда остановится музыка, тот должен сказать пословицу или поговорку о казачьем быте.
Например:
-На Кубани казаку и камень подпевает.
-Казак сам не поест, а коня накормит.
-На те, вам боже, что мени не гоже.
-Терпи казак, - атаманом будешь
-На Кубанской земле все родится, надо только хорошо трудиться.
-Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!
-Без коня козак кругом сирота.
-Каков род, таков и приплод.
-Дома и стены греют.
-Семья крепка ладом.
-Брехать – не ципом махать.
-Хлиб, силь, та вода – казацька йида.
-Казак без седла, что черкес без кинжала.
-Бог не без мылости, козак не без счастья.
-Бороде честь, а усы и у кота есть.
-На Кубанской земле все родится, надо только хорошо трудиться.
-Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!
-Казак без друзей, что дуб без корней.
-Казаки в бою не робеют, любого врага одолеют!
-На Кубани исстари ведется, - без запевалы песня не поется.
- От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.
Воспитатель: Издавна и по сей день славится земля кубанская своими богатыми урожаями. Живут на ней трудолюбивые люди. С утра до позднего вечера трудятся в поле земледельцы и животноводы. Везде у них порядок и в доме, и во дворе, и в хлеву.
Игра «Стадо»
Играющие с помощью считалки выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы.
Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.
Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах зала. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок!
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая!
Гони стадо в поле
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону зала. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Воспитатель: Казаки были смелыми людьми, они готовы были в любую минуту встать на защиту южных рубежей Родины, ценили дружбу и взаимовыручку, а их дети с юных лет готовили себя к защите Отечества.
Воспитатель: Одной из любимых у них была игра в «Сторожевые».
Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается «нападающий», остальные игроки «сторожевые». С помощью считалки каждая команда выбирает «нападающего» :
Катится горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Строятся в два круга. В центре круга стоит укрепление, сделанное из трех гимнастических палок, связанных шнуром. По сигналу «нападающие» метают малые мячи в укрепление, пытаясь его сбить, а защитник отбивает мячи. Тот, кто собьет укрепление, становится водящим.
Воспитатель: мы с вами замечательно поиграли. И в конце мне хочется завязать «узел дружбы». Чтобы и в будущем мы с вами вместе справлялись с любой задачей.
«Узел дружбы»
Дети встают в круг, воспитатель протягивает свою ладонь вперед перед собой. Дети кладут в нее свои ладошки сверху. Воспитатель накрывает их второй ладонью.
Воспитатель: Вот какой крепкий узел у нас получился, он поможет нам с вами дружить.
Воспитатель благодарит казачку за помощь, дети прощаются с ней.
Казачка : Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, лелеет ее. Кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколения в поколение.
Ребенок: Ты цвети моя Кубань,
Становись все краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
Песня «Наши казачата"