Стародубцева Галина
«Я, ты, он, она — наша дружная семья». Развлечение в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, навыков исследовательской и творческой работы совместно с родителями.
Развивать любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки, внимание, память, мышление, связную речь.
Учить описывать по фотографиям семейные традиции, выразительно рассказывать стихотворения, брать на себя роль в спектаклях.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Темочки:
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, к малой Родине, знакомить с культурой, традициями и обычаями русского, кумыкского, чеченского и осетинского народов.
Словарная работа:
Семья : сплочённая, заботливая, уютная, надежная, родственники, традиции, обычаи, символы, национальности; самовар, тулуп, лапти, каравай; подаяние, спектакль.
Методические приемы:
Игровая мотивация, сюрпризный момент, вопросы – ответы, художественное слово, музыкальное сопровождение, презентация на НОД, мини-спектакль, пояснение, рассказ мам, рассматривание мини-музея, поощрение.
Материалы и оборудование:
Мини-музей (домашняя старинная утварь, посуда, игрушка, одежда, муз. инструмент, мешочки для подвижной игры, проектор, экран, ноутбук, фляжка, указка.
Предварительная работа:
Совместная работа детей и родителей: фото слайды «семейные традиции», заучивание заученного слова, изготовление генеалогического древа, фото-выставка «Маленькие помощники».
Заучивание приветствия, движение танцев, пословиц, сценки, загадывание загадок, беседы, чтение А. Лопатиной «Добрый ребенок», просмотр презентаций «Моя семья», «Детский сад», «Кто я для бабушки», «Государственные праздники».
Рассматривание символики России, прослушивание гимна, решение проблемных ситуаций, разучивание подвижной игры.
Дидактические игры: «От младенца до старика», «Животные и их детеныши», «Какой по настроению», «Что нужно для работы».
Словесные игры: «Опиши семью», «Под одной крышей», «Обязанности в семье», «Моя комната», «Близкие родственники», «Выходной день в семье», «Назови ласково».
Ход занятия:
Здравствуйте гости дорогие,
И малые и большие,
Мы пришли повеселится,
Нам на месте не сидится,
Пирогов отведать вкусных,
Поиграть, пуститься в пляс,
И о жизни предков славных,
Мы услышим дивный сказ,
Все мы в группе как семья,
Рады мы, и ты и я.
Воспитатель - Ребята, что такое семья? (Это родственники, которые живут под одной крышей, родные люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, это дом где тепло и уютно, где тебя всегда ждут, близкие люди у которых одни и те же традиции, правила поведения, которые соблюдаются всеми членами семьи).
Аделина.
У каждого на свете должны быть мама с папой,
У тех, кто всех послушней, у непослушных самых,
У каждого на свете, детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог – родимая семья,
У каждого на свете должны быть мама с папой,
Семья – большое счастье! Подарок самый самый!
Воспитатель – Ребята, как можно описать семью? Какая она? (Дружная, сплоченная, добрая, заботливая, большая, любимая, родная, надежная, счастливая, уютная).
О семье можно говорить бесконечно и сегодняшнее мероприятие посвящено семье. Я обещаю, что будет очень интересно, хотите принять участие?
Ребята, в какой республике мы живем? В Осетии живут люди разной национальности и в каждой семье свои традиции, обычаи и культура. Слово предоставляется семье Евдокимовых.
Мама – Я хочу задать вам один вопрос, какие вы знаете главные символы России? (Гимн, флаг, герб)
Звучит гимн.
Мама – У русского народа есть еще и другие символы, многие вам знакомые, например русская печка, печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме, можно было обойтись без кровати, без шкафа, но без печки никак нельзя, про нее говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Еще один символ – самовар. Почему его так назвали? Потому что он сам варил кипяток, самовар всегда считался символом русского гостеприимства, символом добра и уюта в доме.
Из одежды: тулуп, шапка-ушанка, валенки и лапти;
Из музыкальных инструментов: балалайка, гармошка, деревянные ложки.
Из игрушек: матрешки, ванька-встанька, неваляшка, волчок.
Караваем встречали гостей, блины – пальчики оближешь, а баранками украшали самовар.
И так же символ России – красавица березка.
Танец берёзок под песню «Матушка Земля – белая берёзонька».
Воспитатель – теперь давайте дадим слово семье чеченского народа – Гичикаевым.
Мама – у чеченского народа семья превыше всего, а старики – самые главные, мы очень уважительно относимся к старикам, почитаем их, в Чечне вообще нет домов престарелых, потому что они всегда рядом и мы сами о них заботимся. В знак уважения, когда заходят старики, мы встаем, никогда не перебиваем пока они не договорят, всегда прислушиваемся к мнению старших, решение стариков не обсуждается. У Чеченского народа есть свои национальные песни, танцы и игры, я предлагаю поиграть в игру.
Чеченская подвижная игра «сырная».
Мама – А еще в нашей семье есть традиция – каждый четверг совершать подаяние соседям, знакомым, помогаем всем нуждающимся.
Воспитатель – Спасибо, Вы очень интересно рассказывали, теперь наши дети тоже расскажут про свои семейные традиции.
Презентация «Семейные традиции».
Дзерасса – Мы каждый год обязательно всей большой семьей ходим на парад Победы. Одеваем военную форму, это так нарядно, празднично, красиво: цветы, флаги, шары. Мы чтим память наших прадедов, которые воевали за нашу Родину и гордимся ими. А после парада бабушка печет осетинские пироги, а я ей помогаю.
Аделина – Мы со своей семьей часто ездим на каток и даже летом. Мама, папа и брат катается уже хорошо, а я только учусь, но мне все равно нравится. Там много детей и взрослых, играет веселая музыка. Это очень веселый вид спорта.
Арина – Мы всей семьей, когда просыпаемся, желаем друг другу доброго утра и хорошего дня.
Утром рано я проснусь,
Брату мило улыбнусь,
Дам я деду «Пятачок»,
Поцелую маму «Чмок»,
Папу сильно обниму,
Я люблю свою семью.
Дима – Наша семейная традиция это:
Активный отдых, путешествия и спортивные тренировки. Сейчас мы путешествуем пока втроем, с мамой и папой, но скоро будем брать с собой и братика. А еще обязательно перед сном читаем книги, у меня огромная библиотека и самый любимый подарок на любой праздник это увлекательная книга с иллюстрациями.
Ибрагим – Наша семейная традиция родилась вместе со мной, потому что я родился в День защитника Отечества и теперь в этот день двойной праздник. Мы обязательно собираемся всей большой семьей, вместе готовим ужин и долго, долго весело беседуем. Я когда вырасту тоже буду защитником родины.
Кирилл – А мы с мамой когда лепим вареники или пельмени всегда добавляем сюрпризик: ягодку или кусочек огурчика. Это так интересно и радостно если попадается сюрпризик мне.
Вероника – В нашей семье папа на выходных по утрам готовит вкусняшки, а мы со старшим братом ему во всем помогаем. Просыпаемся мы раньше мамы и младшей сестренки, а когда они выспятся, у нас с папой уже готов вкусненький завтрак.
Воспитатель – теперь давайте дадим слово семье кумыкского народа.
Воспитатель – Я хочу вам рассказать про люльку – колыбельку, которые встречаются у многих народов мира, она представляет собой детское пространство. Делали ее из разных пород деревьев. Укладывание носило церемониальный характер, это было ритуальная традиция, сохранившаяся до наших дней, но в меньшей степени. Возглавляла эту церемонию бабушка, мать отца. Обычно ритуал сопровождался пожеланиями (пусть множиться семья наша и потомки послушными растут, а на почетном месте люлька стоит). Одни укладывали ребенка в люльку, сообщали заранее родственникам. Ребенок к этому времени уже имел имя или получал его в тот же день. Укладывать ребенка люльку советуют, как можно раньше, иначе потом его уже трудно будет трудно приучить к ней.
Воспитатель – Дети, давайте покажем гостям мини спектакль «Семья».
Сценка «Семья».
Воспитатель – Жили были не тужили и по-русски говорили: мама, папа, сын и дочка, да еще собачка Ночка.
Папа – А как утро настает, кругом голова идет.
Сын – сын не хочет просыпаться.
Дочка – дочка в садик собираться.
Мама – ну а мама вся заботах, портфель, косички, ждет работа, нужно кашу помешать, прическу сделать, в сад бежать.
Воспитатель – И представилась картина: нету папы, дочки, сына, нет собачки Ночки, нет семьи и точка!
Мама – Кому сварила кашу, с кем пойти мне гулять, кому помочь с уроками, и книжку почитать?
Воспитатель – И загрустила мама, ведь лучше нет на свете, когда с тобою рядом есть добрый муж и дети! Без них ведь нет и счастья, без них ведь нет семьи и слезы покатились из сердца, из души.
Папа – Ты моя родная, отдохни, присядь.
Сын – а я свою контрольную сделаю на «пять»!
Дочка – тебе я нарисую красивейший цветок.
Воспитатель – А Ночка просто подошла и ткнулась мордой в бок.
Мама - Всегда будьте вместе!
Любовь берегите!
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хотим, чтоб про вас говорили друзья,
Какая сплочённая ваша семья!
Воспитатель – Сколько много можно говорить о семье, петь песен, показывать спектакли, а пословицы о семье вы помните?
- «Когда семья вместе, и сердце на месте», «Для матери дети всегда маленькие», «Без семьи нет счастья», «Где семья дружна, не страшна беда», «Семья дружная когда крыша одна», «В семья дружат, живут не тужат».
Воспитатель – Ну а теперь представляется слово семье осетинского народа.
Мама – У осетин такой обычай – каждый год в конце ноября праздновать свой традиционный праздник Джеоргуба. Отмечается в честь покровителя мальчиков, мужчин, путников, Уастырджи. Начинается праздник с жертвоприношения. Целую неделю мужчины ходят друг к другу в гости, за праздничный стол садятся тоже только мужчины, а женщины только накрывают на стол. На праздничном столе находятся традиционные три пирога и три ребра. В прошлом у наших предков почетом пользовался трехногий столик (Фынг, на котором и размещались традиционные блюда осетин, а также в каждом доме имелась традиционная чаша для напитков. Заканчивался праздник через неделю, провожали его также – тремя пирогами и тремя ребрами.
Ну и какой праздник без танцев!
Лезгинка.
Мамы выходят со своими национальными блюдами.
Мама – Короваям обычно встречают гостей, но угостить можно и позже.
Мама – Мы очень любим нашу чеченскую излюбленную кашу.
Мама – А у нас слоённые пышки.
Мама – Ну а мы приготовила наши традиционные три пирога и три ребра.
Воспитатель – Спасибо Вам за угощения, но более подробно о своих национальных блюдах мамочки расскажут уже в группах.
Спасибо всем за участие, наша необычная встреча показала, что народ нашей республики соблюдает добрые семейные традиции, ведь дружба между народами, между семьями это такое богатство.
Под музыку дети выходят из зала.