Марина Самойленко
Развлечение «Барыня-капуста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАЗДНИК
«Воздвижение»
(Капустник)
БАРЫНЯ КАПУСТА
Цель: приобщение дошкольников к народным традициям праздника Воздвижения («Капустник», обобщение знаний о свойствах капусты.
Задачи: выявить и дополнить знания детей об осенних праздниках, о видах капусты, полезных свойствах. Закрепить знания детей в игре и продуктивной деятельности, способствовать активизации познавательной деятельности, словарного запаса, развитию интереса к русской культуре. Способствовать развитию внимания, речи, памяти, мышления, воспитанию щедрости, уважительного отношения к родной культуре, развитию мелкой моторики рук, двигательной активности.
Публикация «Развлечение „Барыня-капуста“» размещена в разделах
- Капуста. Все о капусте
- Капустник, 8 октября
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2015
Словарная работа: виды капусты- белокочанная, краснокочанная, цветная, Капустник, Воздвижение. Предварительно повторить с детьми названия некоторых осенних праздников, разъяснить смысл слова «барыня»
1
Оборудование: венок с лентами, бутафорский огород из отреза зеленой ткани, для «огорода»- капуста белокочанная 1 шт., капуста краснокочанная 1шт., цветная капуста 1шт. качаны капусты для продуктивной деятельности по количеству детей, наборы наклеек, различающиеся геометрической формой и цветом, цветные платочки по количеству детей, картонные тарелочки подставки для наклеек, сюрприз — кулечки с конфетами, оформленные виде кочанов капусты.
Воспитатель в костюме осени встречает детей
.
Воспитатель: Ой, ребята пришли,
Дорогие пришли,
Все румяные, веселые
Ко мне пришли.
Воспитатель: Подойдите ко мне, ребята, встаньте в кружок. (Дети выполняют.) Здравствуйте, мальчики и девочки. Какие вы нарядные и хорошие! Мне так хочется поскорее с вами познакомиться. Я — щедрая Осень. (Кружится на месте.) Смотрите, какой у меня веночек с лентами. (Снимает венок с головы и показывает детям.) Хотите со
мной подружиться? Возьмите каждый по одной ленте. (Помогает детям разобрать ленточки.) Держите их и повторяйте за мной.
Дети (повторяют) :
Здравствуй, здравствуй, Осень,
В гости тебя просим!
Воспитатель: Вот мы и подружились. (Убирает венок в сторону или надевает на себя.) Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла с собой один из осенних праздников. А ка-кие осенние праздники вы знаете? ( Дети отвечают: День знаний, День учителя/воспитателя, День урожая, Покров, День матери.) Молодцы! Вы назвали (перечислить ответы детей.) А сегодня я расскажу еще об одном осеннем празднике. Пройдите на места.
Приглашает детей присесть, сама садится возле стола с ноутбуком.
Воспитатель: Осенью, 27 сентября, издавна отмечают христианский праздник Воздвижения. В народе говорили: на Воздвижение осень к зиме движется, а с огородов движется к дому телега с урожаем. (Демонстрирует фото, рисунок.) А еще праздник Воздвижения назывался «Капустник». Как думаете, почему? ( Дети отвечают: поспевала капуста, люди ее собирали, что-нибудь из нее готовили и т. п.). В этот день каждая семья шла на огород собирать капустный урожай. Капусты было много. Что потом с ней делали? ( Дети отвечают: резали, солили, заготавливали на зиму. Если сразу не дают ответа, показать следующее фото.) Верно, резали, шинковали, а потом солили и квасили в специальных деревянных бочках и ведрах. Такая капуста хранилась всю зиму! Как думаете, под силу было одной хозяйке заготовить на зиму столько капусты? ( Дети отвечают: нет, трудно было.) Поэтому деревенские женщины работали вместе, переходя из одной избы в другую. А чтобы было веселее, пели песни про капустку. Была в народе поговорка. На Воздвижение капуста- первая барыня. Похожа капуста на барыню (ответы детей да, такая же круглая, пышная, белая).
А почему капуста – первая барыня? Первое место всегда почетное, его нужно заслужить. За какие полезные свойства ей такой почет? ( Дети отвечают: в капусте много витаминов, от нее мы становимся сильными, крепким, здоровыми.)
Воспитатель:А кто сможет назвать самые известные, традиционные кушанья с капустой? (Дети называют блюда из капусты, в качестве подсказки -изображение слайда: борщ, тушеная капуста, соленая (квашеная) капуста, салат из капусты, пироги, пирожки.)
Воспитатель: на Воздвижение вечерами устраивались капустные посиделки. Люди в эту пору ели много капусты, а капуста придает бодрость и веселое настроение. А вы сейчас хотите повеселиться и поиграть? (Дети отвечают.) Тогда я приглашаю вас отправиться со мной на волшебный огород.
Воспитатель ведет детей к «чудо-огороду» под фонограмму «Ах ты, береза». Дети заводят хоровод вокруг чудо-огорода - полянка из зеленой ткани, сверху лежит капуста - белокочанная, краснокочанная, цветная, - накрытая зеленым покрывалом. Далее воспитатель поет на мелодию рус нар. песни «Как у наших у ворот».
Воспитатель: Как у наших у ворот
Вырос чудо-огород
Вот такой вышины (поднимает руки вверх)
Вот такой ширины, (разводит руки в стороны, дети повторяют)
Не цветочки на нем,
Не листочки на нем.
А что же?
Отгадайте-ка загадку:
Что растет на этой грядке?
Загадка:
Расселась барыня на грядке,
Как надела сто рубах,
Вся в зелененьких заплатках,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Воспитатель снимает покрывало.
Воспитатель: Давайте присядем и рассмотрим капусту внимательно. Посмотрите: капуста одинаковая или разная? ( Дети отвечают: раз-ная.) Верно, потому что это разные виды капусты. В мире ее более ста видов, а эту капусту мы чаще всего используем для приготовления разных блюд. Посмотрите на этот кочан капусты. (Показывает белокочанную). Это капуста белокочанная. Повтори,. (имяребенка. Закрепить - попросить детей повторить слово.) Как думаете, почему ее так назвали? ( Дети отвечают: кочан белого цвета.) А у этой капус-ты (показывает) кочан красный.
Догадались, как называется такая капуста? (Дети отвечают. Закрепить - попросить детей повторить слово.) (Показывает цветную капусту.) Ребята, а эту капустку называют. (Цветная.) Как называется эта капуста,. (имя ребенка. Закрепить- попросить детей повторить слово). Похожа она на цветок? (Дети отвечают.) В этой капусте для еды используют не листья, а ее цветы. Поэтому у нее такое название — цветная. (Показывает.) Вот они эти соцветия. Потрогайте, какие они нежные, приятные на ощупь. Дети, вы запомнили названия капусты? Хорошо, проверим! Как называется (показывает слайды) - белокочанная, краснокочанная, цветная.) Молодцы! А хотите поиграть с капустой? (Дети отвечают.) Тогда становитесь в кружок.
Дети выполняют. Музыкальная игра «Ты катись, капустка» (см. музыкальная сопровождение на CD кеб. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика»).
Воспитатель (или дети по очереди) :
Ты катись, катись, капустка,
Веселее по рукам.
У кого сейчас капустка —
Потанцуй скорее нам!
Кочан капусты передается под музыку по кругу, дети поют. После слов «скорее нам» ребенок, у кого оказался кочан, выходит в круг, пляшет под музыкальный проигрыш, остальные дети хлопают в ладоши.
Воспитатель: Понравилась вам игра? (Дети отвечают.) Вы молодцы, быстро научились этой игре. Научите обязательно в нее играть своих друзей. А хотите научиться еще и украшать капусту? (Дети отвечают.) Тогда мы с вами пройдем в свою группу.
Воспитатель подводит детей к столам.
На столе по количеству детей и для воспитателя расставлены бумажные тарелки-подставки, на которых лежат кочаны капусты, наклейки, сверху все накрыто цветным платком.
Воспитатель: Каждый встаньте так, чтобы перед вами был платочек. (Показывает свой кочан.) Как называется капуста у меня в руках? (Дети отвечают.) Ребята, вспомните поговорку: как называли капусту на праздник Воздвижения? («Первая барыня».) Сейчас мы будем чуть-чуть волшебниками. Мы простые капустные кочаны превратим в го-ловушки настоящих барынь. Как? Да очень просто! Посмотрите, как я буду украшать свою капусту.
Рассказывает и показывает процесс.
Воспитатель: Сначала я аккуратно приклею глаза, нос и рот. Потом повяжу платочек. Смотрите, как я его буду складывать: одной рукой возьму за один утолок, подниму вверх — это верхний уголок, а нижний возьму другой рукой. Получилась у меня косынка. Теперь повяжу ее на капусту. Вот такая барыня получилась. Нравится? (Имя ребенка, повтори для всех, пожалуйста, как мы будем делать барыню? (Ребенок повторяет последовательность украшения ка-пусты.) Вы запомнили, как я складывала платок? Давайте вместе потренируемся. (Вместе складывают платок в косынку)
Обратите внимание на наклеечки, они разной формы. Когда вы будете наклеивать глаза, нос или рот на капустку, вы можете использовать разные формы, поэтому барыни у всех получатся разные. Итак, представьте, что вы волшебники. Приступайте к превращению кочанов капусты в барынь.
Украшение капусты. Звучит фоновая музыка (фонограмма CD Железновых «Веселый хоровод»). Воспитатель подходит к детям, наблюдает, комментирует работу детей, помогает им.
Воспитатель: Ребята, поставьте своих барынь на тарелочки лицом ко мне. Мне так хочется посмотреть на них! Подойдите ко мне, вместе полюбуемся. Вот какой хоровод из красавиц барынь у вас получился! Вам нравится, ребята? (Имя ребенка, тебе какая барыня больше нравится? Почему? (У нее красивый, яркий платочек, красиво и аккуратно приклеены части лица - нос, рот, глаза.) А чья это барыня? (Ребенок, сделавший эту «барыню», отзывается. Спросить еще 1-2 детей, какая работа больше нравится, почему, кто ее выполнил.) А теперь подойдите к своим красавицам. Возьмите, погрейте в ладошках, чтобы им передалось тепло ваших ручек, доброта и любовь, с которыми вы их делали. Ребятки, на праздник Воздвижения, или, как по-другому еще называли, «Капустник», гостей не отпускали без угощений. Посмотрите, сколь-ко к нам гостей пришло (показывает в сторону гостей). Давайте их угостим нашими капустными барынями, будем добрыми хозяевами.
Воспитатель: И мы с нашими гостями хотим угостить вас кочанами капусты, но не простыми, а волшебными.
Угощают детей гостинцем, завернутым в капустный лист