Брекотнина Светлана Ивановна
Развлечение «Бабушкин сундучок» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с народными промыслами и ремеслами России,
приобщить детей к культуре своего народа,
воспитывать любовь и уважение к мастерам народного промысла.
Ход:
- Здравствуйте, дети. Сегодня мы отправимся в путешествие наших далеких предков, узнаем, как они жили, ведь раньше не было магазинов, чтобы купить одежду, обувь, посуду и многое другое. Какими ремеслами они занимались, т. е. какую работу выполняли женщины, а какую – мужчины и дети. Ведь дети рано начинали помогать родителям в доме, на поле. Люди сами все делали своими руками, вот какие они были трудолюбивыми.
Публикация «Развлечение „Бабушкин сундучок“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Ребята, вы хотите узнать, как жили наши прабабушки и прадедушки? А в этом нам поможет одна старинная вещь. Отгадайте загадку:
В комнате у бабушки, словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленной много нужного хранит.
Там одежда, сладости, куча ценного добра.
Для ребячьей радости достают из …. (сундука)
Бабушкин сундучок – это кладезь мудрости и знаний наших предков.
«Сундучок открывается – задание читается» (взрослый показывает картинки по одному, задает вопросы).
1 картинка «Мужчина плетет лапти» Лапотник.
Вопросы: что делает человек? Что держит в руках? Как называется человек, который плетет лапти?
Лапти – старинная обувь, сплетенная из коры дерева. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Плели мужчины на всю семью.
Чистоговорка с движением
Лы-лы-лы – лапти мне уже малы (ходьба на каждое слово).
2 картинка «Люди делают из глины посуду»
Вопросы: что делает человек? Что держит в руках? Как называется человек, который работает с глиной?
Гончар – это мастер, создающий глиняную посуду, домашнюю утварь.
Послушай стихотворение
Диво-дивное, посуда –
Миски, крынки и горшки.
Кто такое сделал чудо?
Ты пойди-ка, поищи.
Не сидит гончар без дела,
Лепит он посуду смело!
Шин-шин-шин – воду наливаю в кувшин (чередуем кулак-ладонь)
3 картинка «Вырезают ложки и посуду» Ложкарь.
Вопросы: что делает человек? Что держит в руках? Как называется человек, который вырезает ложки?
Ошки-ошки-ошки – вырезают дети ложки (движения кистями рук как будто смахиваем крошки)
Мастер, который вырезает ложки и посуду из дерева называется ложкарь.
В г. Семенов есть памятник Семену ложкарю.
Послушай стихотворение
Деревянные ложки,
Постучи-ка немножко.
Хочешь вальс играй,
А хочешь – суп хлебай!
4 картинка «Женщина прядет шерсть» Пряха.
Вопросы: кто нарисован? Что делает женщина? Как называется человек, который прядет нити?
Яхи-яхи-яхи – много ниток у пряхи (имитируем кулаками сматывание клубка)
Послушайте стихотворение «Пряха»
В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза.
По плечам развита русая коса.
И в сказке АС Пушкина «Сказка о царе Салтане» есть такие строки «…Три девицы под окном пряли поздно вечерком» (показ картинки).
Девочек уже с 5 лет учили выпрядать нити, а из нитей уже ткали полотно на ткацких домашних станках.
5 картинка «Женщина ткет полотно» Ткачиха.
Вопросы: кто нарисован? Что делает женщина? Как называется человек, который работает на ткацком станке?
Ткацкий станок был в каждой семье. Долгими зимними вечерами девушки, женщины занимались ткачеством. Они изготавливали ткань или полотно для одежды, полотенец. Ткачихами становились совсем юные девушки с проворными руками и внимательными глазами.
Проговори скороговорку: ткет ткачиха ткани на платки Тане.
Чиха-чиха – шьет рубаху ткачиха (имитируем шитье движением рук)
А из полотна делали полотенца, шили рубахи, сарафаны, пояса. Главным украшением одежды, полотенец была вышивка. Красный цвет – любимый в народной вышивке, он символизировал солнце, весну, здоровье и саму жизнь. Вышивали птиц, всадников на коне, древо жизни, солнце, воду, землю, берегинь (показ орнаментов).
Вот как жили раньше люди. Все делали своими руками, с утра до вечера трудились. Теперь вспомним пословицы и поговорки о труде – ведь это тоже народная мудрость.
«Я начну, а ты продолжи»
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Поспешишь – людей насмешишь.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
Дело мастера боится.
Какие труды – такие и плоды.
Всякое уменье трудом дается.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Есть терпенье, будет и уменье.
Давайте бабушкиному сундучку сделаем приятное, подарим орнамент из символов народной вышивки (дети рассматривают изображения орнаментов, рисуют их на своих листках).
Вот и закончилось наше интересное путешествие. Вам понравилось? Какие ремесла вы запомнили?
Живите в согласии друг с другом, любите свою Родину – Россию. До свидания, ребята!