Зиля Уразгулова
Развивающий практико-ориентированный проект «Раз — словечко, два — словечко» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
развивающий, практико – ориентированный
Направленность:
речевое, познавательное развитие младших дошкольников
Длительность проекта:
краткосрочный
Участники: воспитанники младшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Задачи проекта:
Публикация «Развивающий практико-ориентированный проект „Раз — словечко, два — словечко“ для младших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
• целенаправленно обогащать словарь детей;
• развивать грамматический строй речи, связную речь;
• формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
Актуальность проекта:
речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Предварительная работа:
• Подборка и изучение методической литературы по теме;
• Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
• Разработка перспективного плана работы;
• Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
• Создание «Центра развития речи» в группе;
Наблюдения на прогулках:
• за живой, или неживой природой,
• ближайшими строениями,
• деятельностью детей,
• трудом людей.
Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.
Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;
Ожидаемый результат:
в результате реализации данного проекта у детей
- расширится и активизируется словарный запас,
- обогатятся представления о ближайшем окружении,
- совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь,
- повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей,
- совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы,
- сотрудничество родителей, воспитателей и детей в реализации проекта;
- получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
ООД Речевое развитие «Зимушка – зима»
Цели: развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь, вести диалог с педагогом.
Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Составление рассказов по картинам «Время года – зима», и др.
Цели: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картине.
Беседы «Зимние забавы», «Зимние развлечения» и др.
Цели: развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.
Составление рассказа об овощах.
Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ.
Закреплять знание обобщающих понятий: овощи, фрукты.
Ежедневно проводится чтение художественной литературы.
Фольклор: «Как у нашего кота…», «Кисонька мурысенька…», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы» и др.
Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Снегурочка и лиса», «Лиса и заяц», и др.
Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», «Ёлка», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу», и др.
Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», и др.
Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Забавный снеговик», «Ёлка с огоньками и шарами», «Мой любимый сказочный герой», и др.
Лепка «Снеговик», пластилинография «Снежинка», «Ёлочка» и др.
Аппликация «Заснеженный дом», «Вот так снеговик» и др.
Ежедневно с детьми проводятся артикуляционные и пальчиковые гимнастики.
Цель: развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат, способствовать развитию речи.
Ежедневно проводятся словесные, дидактические игры.
Цели: активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.
Дидактические игры : «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает?», «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний».«Одежда», «Посуда», «Собери бусы», «Зашнуруй сапожок».
«Собери светофор», «Угадай, кто кричит», «На игрушку посмотри и картинку собери», «Лото», «Большой-маленький», «Найди маму», и др.
Словесные игры:
«Коза рогатая», «Петушок»,
«Птички», «Удочка», «Конь» и др.
Ежедневно проводятся подвижные и хороводные игры.
Цели: приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.
Подвижные и хороводные игры со словами:
«Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок», «Раздувайся мой шар», «Колпачок», «У медведя во бору» «Мыши в кладовой», «Птицы и автомобили»
«На дворе у нас мороз…»,
«Мы на лыжах в лес идем»,
«Два мороза»; «Дед мороз»; и др.
Сюжетно – ролевые игры (проводятся ежедневно).
Цели: обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.
«Больница», «Магазин», «Парикмахерская», и др.
ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.
Настольный, теневой, пальчиковый театр. Театрализованные игры.
Цели: совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки; развивать связную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.
Наблюдения на прогулках (ежедневно)
Цели: обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.
• за живой, или неживой природой,
• -ближайшими строениями,
• -деятельностью детей,
• -трудом людей.