Ирина Бордюк
Развивающие игры в семье для познавательной активности детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослого,но и в часы свободной самостоятельной практической деятельности.
Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы,но и построение новых,конечно же учитывая пределы возможностей ребенка. И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности -детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единственно наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задаёт -ребенок осуществляет его самостоятельно.
Публикация «Развивающие игры в семье для познавательной активности детей младшего возраста» размещена в разделах
В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление,изменять его в том или ином направлении,получая новую,порой неожиданную информацию,устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира,совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий,так и представлений об окружающем мире и предметах. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самострятельное экспериментирование даёт ребенку возможность опробовать разные способы действия,снимая при этом и страх ошибиться,и скованность мышления готовыми схемами действия.
Роль взрослого в этом процессе заключается в том,чтобы стимулировать его интерес,пробуждать любознательность и познавательную активность.
Предлагаю рассмотреть игры,какие я предлагаю рассмотреть родителям детей раннего возраста и применять их в домашних условиях.
Игры для экспериментирования.
1. Коробочка с секретом
Эти коробочки легко смастерить дома папе,использую различные затворы, крючки,вообщем,все неизвестные способы открывания. Внутри коробочки обязательно должен находиться какой то маленький звучащий предмет,который будет вызывать интерес у ребенка и побуждать его к открытию этой коробочки. Но,если ребенок после долгих безуспешных попыток открыть коробочку теряет интерес к ней,необходимо вмешаться взрослому и подсказать ему правильное решение. И вот когда ребенок откроет коробочку и достанет предмет, обязательно похвалите его,вместе рассмотрите этот предмет. В следующий раз,рекомендую положить в коробочку уже другой предмет.
2. Тряпичные игрушки.
Здесь на помощь уже приходит мама или бабушка,ведь изготовить для маленького ребенка игрушку из ткани проще простого. Это может быть маленькая подушечка, шарик,маленький мешочек. Наполнить эти предметы тоже не составит труда,можно использовать любые крупы (фасоль,греча,макароны,пшено,галька,песок. Можно положить бумагу,музыкальную пищалку и т. фантазии безграничны,но не забываем про безопасность ребенка.
3. Погремушки из бутылок.
Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок,чистых и сухих, наполненных разным материалом:мелкие камешки,горох, крахмал,монеты и т. д,- и плотно закрытых крышками,чтоб малыш не мог их открыть и высыпать.
4. Волшебный мешочек.
В качестве материала нам потребуется небольшой мешочек. Гоавное чтоб он был ярким,необычным. В него мы кладём предметы,которые малыш ещё не видел и не знает их,например,деревянный грибок,кукла-голыш,рыбка,самолётик,и т. д
Взрослый предлагает опустить руку в мешочек и на ощупь определить что это за предмет. Лучше в такую игру играть вместе с несколькими детьми,а можно и с мамой и папой,дедушкой и бабушкой,а если,взрослый ещё и будет поддаваться,то игра получится ещё и весёлой и ребенок будет чувствовать себя лидером и всезнайкой.
5. Игры с водой.
Эти игры не только весьма увлекательные,но и очень полезные.
Здесь нам потребуются различные пластмассовые ёмкости (баночки,бутылочки,ведёрки,ребенок переливает из одной ёмкости в другую сравнивая количество воды. Можно попробовать вместе с ребенком разными способами погружать в воду сначала пустую незакрытую бутылку,затем бутылку с завинченной крышкой,обязательно сделайте выводы и проговорите их с ребенком. Экспериментирование с тонущими и плавающими предметами.
6. Игры с песком
Самые любимые игры у детей раннего возраста,ведь в них столько всего познавательного и отличное экспериментирование.
В домашних условиях я предлагаю родителям смастерить домашнюю настольную мини-песочницу и заполнить ее кинетическим песком,и пусть ребенок ее использует так же,как летом во дворе,а именно,капает,закапывает,ищет клады,строит,лепит фигурки из формочек,перетирает в ручках.
Вот такие вот простые и доступные формы экспериментирования я предлагаю родителям детей раннего возраста. Берите и вы на вооружение.