Елена Чигина
Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников с ЗПР
Актуальность
В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышлении ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появлением новых учебников для начальных классом, требующих от ребенка активной мыслительной деятельное для усвоения их содержания уже с первых уроков в I классе.
Ситуация такова, что от ребенка, пришедшего в I класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Публикация «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Мы полагаем, что период дошкольного и младшего школьного •возраста является сенситивным (наиболее психологически благоприятным) для формирования и развития простых логических действий.
Таким образом, если в дошкольном и младшем школьном возрасте не организовать специальной работы по стимуляции и развитию понятийного мышления и интеллектуальных (логических) операций, то остается единственная возможность хоть как-то восполнить эти недостатки при работе с ребенком в 5—6 классах, но это потребует специальных усилий психолога и учителя в индивидуальном режиме, при том, что компенсаторные возможности и оптимизация развития ребенка за такой короткий срок не безграничны (иными словами, даже при целенаправленной методической работе индивидуального плана вряд ли возможна полная компенсация).
1. Обзор теоретического и практического опыта по формированию логического мышления у детей
Имеются педагогические исследования (Г. Догман, М. Монтессори, Ш. Амонашвили, А. Белошистая и др., доказывающие, что при организации систематического развития логического мышления соответствующие интеллектуальные операционные системы могут быть сформированы у ребенка еще в дошкольном детстве, и при этом не происходит никакого «ущерба» здоровью ребенка, ущемления его детства (психического и эмоционального состояния).
Таким образом, исследование и разработка этой проблемы на методическом уровне — актуальная задача педагогической науки.
Для того, чтобы гармонично развивать умственные способности детей с задержкой психического развития, мы должны знать их особенности мыслительной деятельности
2. Особенности мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития
Своеобразие детей с ЗПР в развитии мыслительной деятельности проявляется:
в крайне низкой познавательной активности, боязни интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.
в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;
в нарушении динамических сторон мыслительных процессов;
в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
В связи с этим мы разработали проект, позволяющий развивать умственные способности детей через развивающие игры математического содержания.
3. Проект
Цель проекта
Содействовать гармоничному умственному развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей.
Проблема
Первый проблемный вопрос: выработать стратегию, позволяющую гармонично развивать образное и логическое мышление. Вторым проблемным вопросом является формирование образовательной среды и методического комплекса, которые позволят развивать умственные способности детей, не нарушая законов и этапов психофизиологического развития.
Задачи практической работы:
выявить уровень развития мышления диагностическим путем;
определить цели, задачи и содержание работы с детьми с ЗПР;
разработать систему занятий, дидактических игр и упражнений на развитие мышления как средство формирования умственных способностей;
определить результативность работы.
4. Модель структуры интеллекта
Разрабатывая проект, мы опирались на модель структуры интеллекта, предложенную Джо Паулем Гилфордом.
Дж. Гилфорд нашел способ интеграции этого множества параллельных способностей : уложить все эти известные интеллектуальные факторы в единую трехмерную модель с четырьмя категориями содержания по первому измерению, с пятью категориями операций – по второму измерению и шестью категориями результатов – по третьему измерению. Таким образом, содержание, операция и результат (продукт) становятся тремя параметрами трехмерной кубообразной модели (не кубической, т. к. количество категорий по каждому параметру различное) структуры интеллекта. То есть:
тип onepaций, которые человек способен совершать с информацией;
тип информации, с которой может столкнуться человек;
тип полученных результатов мышления
Он выделил четыре типа содержания : 1) образное (которое можно разбить дальше в соответствии с органами чувств, но Дж. Гилфорд выделял обычно визуальное и аудиальное, 2) семантическое, 3) символическое и 4) поведенческое.
Дж. Гилфорд выделил пять типов интеллектуальных операций: 1) познание, 2) память, 3) конвергентное продуцирование, 4) дивергентное продуцирование, 5) оценивание. Исходя из этого, человек обладающий памятью, может не отличаться хорошим мышлением, а человек, хорошо мыслящий логически, может быть крайне нетворческим.
А также выделил шесть типов продуктов (результатов) : 1) единицы, 2) классы, 3) отношения, 4) системы, 5) преобразование, 6) предвидение.
Анализируя модель структуры интеллектуальных способностей Дж. Гилфорда мы, опираясь на предложенные им критерии, проработали все компоненты этой структуры: внесли свои варианты инструкций и примеры логико-математических игр, учитывая особенности детей с ЗПР.
5. Цель, задачи и содержание работы с детьми с ЗПР
Цель
Помочь успешному освоению содержания программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР», подготовить к решению логических задач через развитие образного и логического мышления.
Задачи:
Развитие логических приемов умственных действий :
сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, сериации, аналогии, систематизации, абстрагирования.
Развитие у детей концентрации и объема внимания, зрительной и словесной памяти, восприятия, усидчивости, организованности, умения сосредоточиться на выполнении здания.
Развитие умения слушать и понимать инструкцию, умение самостоятельно действовать в соответствии с этой инструкцией.
Развитие любознательности, познавательного интереса, смелости.
Формирование умения дать оценку своей работе и полученному результату.
Варианты проработки разных видов содержаний для детей с ЗПР :
Образное
Символическое
(информация в виде знаков, что-либо обозначающих: числа, ноты, коды)
Семантическое
(идеи, мысли, понятия, передаваемые словами)
Поведенческое
(информация, касающаяся поведения людей)
Варианты проработки возможных видов мыслительных операций у
детей с ЗПР:
Познание
(нахождение, осознание, понимание новой информации)
Память
(узнавание, запоминание, сохранение информации)
Конвергентное мышление
(поиск единственно правильного решения проблемы или задачи)
Творческое (дивергентное) мышление
(создание оригинальных, необычных идей, поиск разных путей решения проблемы)
Оценивание
(оценка результатов мышления)
Варианты получения разных форм результатов интеллектуальных
операций для детей с ЗПР:
Единицы
(сведения, носящие единичный характер)
Классы
(подбор информации на основе общих свойств)
Отношения
(понимание характера связей между объектами)
Системы
(подбор элементов информации, имеющих общие свойства и связанных
друг с другом определенным образом)
Преобразования
(любые изменения информации)
Предвидение
(возможность прогнозирования последствия своих действий, выводы на основе имеющейся информации, но выходящие за ее пределы)
Таким образом, чтобы гармонично развивать умственные способности ребенка, необходимо проработать все компоненты этой структуры.
6. Соотнесённость содержания работы с этапами психического развития детей с ЗПР
Вид мышления – наглядно - образный
(начало формирования понятий)
Характеристика внимания
(объем — 5—7 элементов; произвольное внимание хорошо развито)
Время игрового сеанса — до 30 минут.
Характеристика мотивации
(сочетание игровой мотивации с учебной и статусной
которые начинают преобладать к моменту поступления в школу)
7. Этапы реализации проекта
I этап — организационно-подготовительный
1. Подбор программно-методического обеспечения.
2. Изучение опыта педагогов- новаторов.
3. Пополнение и модернизация развивающей среды.
4. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
II этап — рефлексивно-диагностический
1. Определение уровня знаний и характера мотивации детей.
2. Составление банка данных об уровне педагогической компетенции родителей в данной сфере, а также выявление социального запроса семей воспитанников.
III этап — практическая реализация проекта
1. Включение игр в занятия
Занятие-игра.
Игра как часть занятия.
2. Игра в свободной деятельности
игра в уголке занимательной математики;
включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию;
использование игрового материала как строительно-конструктивного;
использование развивающих игр в уголках разной тематики;
использование игрового материала на прогулке.
3. Праздники и развлечения
4. Работа с родителями
Анкетирование и сбор информации.
Наглядная информация в родительском уголке.
Тематические родительские собрания.
IV этап — заключительный
Выводы
Мы считаем, что разработанная стратегия должна позволить решить проблемные вопросы и достичь поставленную цель:
воспитанники должны успешно освоить содержание программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» С. Г. Шевченко, а раздел «Развитие элементарных математических представлений» — с превышением стандарта;
выпускники должны демонстрировать успешность в решении логических задач;
проведенная работа, в рамках проекта, должна стимулировать:
любознательность;
познавательный интерес и смелость у детей;
развивать умение организовать игру;
формировать умение дать оценку своей работе и полученному результату.