Папки-передвижки

Развивающие игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Елена Долгополова
Развивающие игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Е. В. Долгополова,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №34 «Сказка»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Публикация «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В наше время происходит процесс качественного обновления образования. Все больше внимания обращается на развивающий характер образования и личностный подход. В связи с этим в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности логически мыслить, рассуждать, делать простейшие умозаключения, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение или опровержение. Одним из таких направлений является формирование познавательных способностей, через развивающие игры.

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей дошкольников – одна из самых актуальных в теории и практики дошкольного воспитания, поскольку является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

По утверждению психологов Выготского Л. С., Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать благоприятный период для развития познавательных способностей. И в этом, как я считаю очень хорошее подспорье развивающие игры. Ведь игра – как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Новизна этого подхода состоит в создании системы работы по ФГОС, с использованием занимательных заданий, направленных на развитие логического мышления и познавательных способностей детей. В ходе этой работы, дети учатся самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила, что лучше всего познавательные способности детей развиваются в процессе игры, когда они даже сами, не осознавая того, естественным образом впитывают новые знания об окружающем мире. При использовании игр с геометрическим материалом у детей развивается не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки и зрительная память.

Исходя из выше изложенного ставила перед собой следующие задачи на предстоящий год:

Проанализировать литературу по данной проблеме.

Повысить собственный уровень знаний.

Создать условия для развития познавательных способностей посредством развивающих игр.

Составить подборку развивающих игр и изготовить их для активного пользования детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время.

Проанализировать эффективность использования развивающих игр для формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе изучения теоретического материала, отобрала и изготовила игры :

«Танграмм»

«Колумбово яйцо»

«Пифагор»

«Пентамино»

«Волшебный круг»

Серия этих игр в разной вариации сложности (1, 2, 3 уровни, помогает развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать и создавать целое изображение из отдельных частей. Дети учатся работать по схемам, а позднее даже создавать схемы самостоятельно, без помощи взрослого.

Также легко и просто с помощью «Палочек Кюизенера» дети усвоили состав числа из двух меньших, что обычно вызывало у них сложности.

Очень понравились детям логические «Блоки Дьенеша». В этой игре они учились умению выявлять в объектах разнообразные свойства, удерживать в памяти одновременно 2 или 3, а позднее даже 4 свойства (цвет, форма, величина, толщина) объекта; обобщать объекты по одному или нескольким признакам.

На более поздних этапах к «Блокам Дьенеша» мы добавили круги Эйлера. И получилась игра в игре. Дети с удовольствием искали решение поставленных перед ними задач, анализировали, выдвигали свои предположения и обосновывали их.

Проанализировав работу за год, отметила следующие наблюдения:

Дети с удовольствием используют развивающие игры в самостоятельной игровой деятельности.

Применяют усвоенные в игре знания и способы действия для решения новых проблем.

Умеют планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Проявляют инициативу, любознательность, сообразительность.

Умеют слушать взрослого и выполняют его инструкции.

В завершении своего выступления, хочу обратить ваше внимание на мысль, которую я встретила на просторах интернета, с которой я, да думаю и вы, согласитесь. «Чтобы вырастить интеллектуально развитую успешную личность, педагог должен превратится из субъекта, который передает знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребенка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению». Можно конечно накормить ребенка, но лучше дать ему инструмент и научить добывать пищу самостоятельно, тогда он не будет ждать, что ему все разжуют и в рот положат, а сам будет добывать себе пропитание.

Список литературы

1. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А.

Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1-6.

3. Архипова, А. А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - №3-4. - С. 11-14.

4. Микерина, А. С. Методика познавательного развития детей

дошкольного возраста / А. С. Микерина// Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 4-1. - С. 32-38.

5. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ds14-ukhta.ru.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

7. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших

дошкольников /сост. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева. - Санкт-Петербург:

«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.- 160 с.

8. Хмелькова, Е. В. К проблеме познавательно-исследовательской

деятельности дошкольников / Е. В. Хмелькова// Научная статья. -2016. - №2(22). - С. 39-42.

9. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи

лет / Д. Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2000. - 182с.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры для детей 5- 7 лет. 1. Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до) С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно.

Развивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возрастаРазвивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Главной целью воспитателя, на мой взгляд, является создание условий для комфортного пребывания ребенка. Что это означает? Ребенок идет в.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 мая 2023 в 13:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Долгополова (УИ 542021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД