Алёна Лакиза
Развивающие игры и упражнения для подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Часто родители считают, что умение читать и считать это основной показатель готовности к школе, но это не совсем так. Развитие этих навыков не требует активной индивидуальной работы, так как существующая программа и методика обучения подразумевает их формирование. Важно, чтобы у дошкольника была сформирована психологическая готовность к школьному обучению. Она является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребенка.
Публикация «Развивающие игры и упражнения для подготовки к школе» размещена в разделах
Что должен знать ребёнок при поступлении в детский сад?
- фамилию, имя, отчество свои и родителей, кем они работают;
- домашний адрес и номер телефона;
- дни недели, времена года, названия месяцев;
- диких и домашних животных, птиц, где они живут и чем питаются;
- несколько названий деревьев, цветов, фруктов, овощей, ягод;
- понятия «часть» и «целое»;
- основные геометрические фигуры;
- буквы и звуки, цифры;
- несколько распространенных профессий, орудий труда, видов спорта;
- части тела человека;
Что должен уметь ребёнок при поступлении в 1 класс?
- составлять рассказ по картинкам;
- находить сходство и различие между предметами, группировать предметы по сходным признакам (цвету, назначению, форме и т. д.) и выделять отличающийся;
- отгадывать загадки и решать простые логические задачки, ребусы;
- рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- пользоваться ножницами, самостоятельно делать простые аппликации;
- правильно держать ручку и карандаш, рисовать простые картинки, заштриховывать и разукрашивать рисунки, не выходя за контур;
- уметь считать от 1 до 10 и обратно;
- ориентироваться в пространстве (сознавать разницу между понятиями «выше» — «ниже», «справа» — «слева», «за» — «перед») и на листе бумаги;
- рисовать красками так, чтобы они не перемешивались на листе;
- действовать по заданному образцу.
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений для развития памяти, внимания и мышления.
Игра «Что изменилось»
Цель: развитие произвольного внимания
На столе располагают 7-12 предметов, знакомых ребенку. Ребенок в течение 1 минуты смотрит на предметы, затем закрывает глаза. Взрослый убирает предмет или меняет предметы местами, зовет ребенка и просит назвать «Что изменилось?».
Упражнение «Четвёртый лишний»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Назвать, что не подходит к трём остальным словам. Почему?
•Яблоко, груша, картофель, слива
• Шапка, брюки, пальто, сапоги
• Чашка, ваза, миска, ложка
• Тетрадь. машинка, кукла, пирамидка
Можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев. собака - липшими может быть и собака (не из семейства кошачьих, и лев (не домашнее животное).
Игра «Живая геометрия»
Цель: развитие логического мышления и внимания
На листах бумаги со строчками в произвольном порядке рисуют геометрические фигуры, которые ребёнок знает, – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Необходимо дать ребёнку листы и попросить посмотреть, что на них нарисовано, назвать фигуры. После этого дать игровое задание, например: каждый круг зачеркнуть вертикальной чертой, каждый квадрат – горизонтальной. Есть и другие варианты заданий: закрасить каждый квадрат, а внутри круга поместить по две точки или нарисовать по маленькому треугольнику и т. д.
Важно, чтобы в игре фигурировали минимум две геометрические фигуры. Постепенно задания можно усложнять, увеличивая число фигур до трёх или четырёх.
Игра «Школа»
Цель: развитие слухового внимания и графических умений
Нужно возять любую картинку-раскраску и дать ребенку задания, оставляя время на его выполнение.
Задания ребенку:
- Раскрась верхний плавник большой рыбы зеленым цветом, нижние плавники — желтым. Три больших ракушки раскрась зеленым цветом, а пять маленьких — черными. Полоски на хвосте сделай синими, краешек хвоста сделай красным. Мелких рыбок раскрась желтым цветом, но так, чтобы осталось две больших не закрашенных рыбки. Остальные части рисунка раскрась самостоятельно так, как хочется.
Игра «Сравни и покажи»
Цель: развитие логического мышления, восприятия величины, формы и цвета предмета.
Ребенку предлагают рассмотреть два предмета и назвать схожие и отличительные признаки. С помощью данной игры ребенок лучше усвоит такие понятия, как короче-длиннее; ниже-выше; больше-меньше; шире-узкий и др.
Упражнение «Треугольники»
Цель: развитие произвольного внимания, мышления и памяти
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, ответить -пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Игра «Волшебное слово»
Цель: развитие внимания
Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: «Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. Пожалуйста, подними руки вверх»! Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот. Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.
В период дошкольного детства ведущей деятельностью является игра, поэтому все упражнения нужно проводить в игровой форме. В игре ребёнок легче усвоит те знания и умения, на которые пришлось бы приложить значительные усилия в других условиях. «Игровой» период очень важен в развитии ребёнка, поэтому играйте с удовольствием!