Галина Викторовна Кашкина
Развивающие игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры для детей дошкольного возраста
Упражнения на количественные различия
"Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета"
А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет, а короткие - в синий. Ребенок выбирает из двух поездов - длинный и короткий.
Б) Даете ребенку такое задание: "Раскрась поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов".
"Большие и маленькие круги"
Попросите ребенка определить самый большой и самый маленький кружочки.
Публикация «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
"Длинные - короткие, высокие - низкие"
Готовите набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 см до 12 см.
Предложите ребенку сравнить палочки: "Это длинная палочка. Это короткая".
Смешайте все палочки и попросите ребенка разложить их в ряд по убывающей длине, а затем - по возрастающей длине.
В следующий раз познакомьте ребенка с понятиями - высокий, низкий. Подберите пять брусков, основанием 20x5 см, высотой от 10 см до 6 см, убывающей на 1 см. Предложите ребенку построить лестницу из брусков, раскладывая их в порядке убывающей высоты.
"Развиваем глазомер"
Требуются два набора одинаковых пирамидок, матрешек, брусков, палочек.
На столе раскладываются две одинаковых пирамидки. Вы выбираете самое большое кольцо и говорите ребенку: "Найди такое же большое кольцо". Продолжаете игру с кольцами разных размеров.
То же самое - с другими фигурами.
"Тяжелые - легкие. Большие - маленькие"
Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие - легкими: "На рисунке есть предметы очень тяжелые - раскрась их синим цветом, есть легкие предметы - раскрась их розовым цветом".
"Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей комнате".
На рисунке изображены разные предметы. Среди них есть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие.
Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем - самый легкий. После этого - отыскать самый большой предмет и самый маленький.
Упражнения на определение времени по часам
"Часы"
Покажите ребенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка - минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на 1 час.
"Какое время показывают часы?"
Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них, которые показывают время, когда:
-люди чаще всего встают по утрам;
-когда люди обедают;
-когда ты ложишься спать.
Сделайте из картона часы с передвигающимися стрелками.
Спросите у ребенка: "Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни".
В это время я встаю.
В это время я обедаю.
В это время я ужинаю.
В это время я ложусь спать.
Упражнения на развитие внимания и восприятия
"Что не так?"
Ребенку нужно найти одну из пяти картинок, которая чем-то отличается от остальных.
"Найди пуговки"
В шкатулке много всяких пуговиц, но нужно выбрать те из них, которые подойдут к рубашке (пуговка с двумя дырочками, круглая) и к штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).
"Геометрические фигуры"
На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ребенок выполняет по вашей просьбе задания:
1) покажи мне все круги, квадраты, и т. д. ;
2) я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
3) обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
4) закрась фигуры разными цветами и назови, какую фигуру каким цветом ты закрасил;
5) покажи большой круг, маленький круг, и т. д.
Упражнения на развитие тактильной чувствительности
"Угадай на ощупь"
Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок. "
Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: "А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана" и т. д.
После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).
"Что лежит в мешочке?"
Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).
Предложите ребенку поиграть: "Смотри, Катенька, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь". Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно, предложить сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по вашей просьбе (на ощупь).
Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
«Разрезные картинки»
Приобретаете в магазине комплект разрезных картинок или готовите их сами. На картинках могут быть изображения любых, хорошо известных ребенку, объектов.
На трех картинках изображены яблоко, стакан, пирамидка: каждая картинка разрезана пополам.
Три картинки с изображенными на них рисунками чайника, цыпленка, елки разрезаны на три части.
Три картинки с рисунками мяча, морковки, гриба (мухомора) состоят из четырех частей каждая.
Три картинки с рисунками капусты, медвежонка, лягушки разрезаны на пять частей.
Можно использовать и другие комплекты разрезных картинок.
Сначала покажите ребенку, как из двух частей сложить целую картинку. Обращая внимание на цвет и форму предметов, просите ребенка назвать эти предметы и их форму. Далее ребенок самостоятельно выполняет задания на сложение фигур, а вы подсказываете ему, чтобы он обращал внимание на общий вид предмета, а не пытался хаотично подставить то одну, то другую часть картинки.
"Склеим чайник"
Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.
Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.
"Сложи геометрические фигуры из частей"
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.
Даете ребенку поочередно карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.
После того, как ребенок научится правильно складывать из маленьких карточек каждую отдельную фигуру, смешайте все маленькие карточки на столе и предложите ему найти те, из которых можно сложить круг, квадрат и т. д. Естественно, все фигуры должны быть одного цвета.
"Матрешки"
Используется деревянная трехместная разборная матрешка.
Загадайте ребенку загадку: "Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка". Затем разберите матрешку, обратите внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала соберите матрешку. Затем ребенок собирает сам. Вкладывая одну матрешку в другую, ребенок определяет, какая из них меньше, а какая - больше, называет их (большая, меньшая, самая маленькая).
Далее используются матрешки с большим количеством вкладышей и пирамидки с различным количеством колец.
"Назови лишнее"
Теперь на одном из пяти рисунков появляется что-то лишнее, чего нет в остальных четырех. Ребенок рассматривает внимательно рисунок и показывает картинку, на которой есть лишняя деталь.
Рисование красками
Приготовьте бумагу (серую, голубую, синюю, краску белую, кисти.
Прочитайте стихи о зиме, например, из стихотворения И. Сурикова "Зима":
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Вспомните с ребенком, как красиво зимой - снег укрывает дома, деревья, кусты. Скажите ребенку, что нарисовать зиму, снег можно белой краской и что она лучше всего сочетается с голубым, серым, синим фоном бумаги.
Аппликация "Полосатый коврик"
Используются бумага, клей, кисточка, тряпочка и цветные полоски бумаги.
Предварительно показываете ребенку, как нужно наложить полоски бумаги на лист. Спросите: "Тебе нравится такая раскраска коврика? Если нет, то можно полоски поменять местами, и тогда коврик будет выглядеть иначе". Затем приступайте к намазыванию каждой полоски клеем и наклеиванию ее на лист бумаги. Предложите ребенку сделать это самостоятельно.
Вместе полюбуйтесь этим ковриком и подумайте, где его можно использовать. Например, это может быть коврик для куклы или для машинки.
А можно предложить новый сюжет. На этот коврик наклеить вырезанные силуэты фигурок собачки, киски и т. д. Спросите ребенка: "Что делает на коврике собачка, а что - киска?"
Работа над аппликацией прекрасно развивает ручную умелость, фантазию, творчество ребенка. Если ему нравятся эти занятия, помогайте придумывать новые сюжеты и осуществлять их.
Лепка и аппликация
Покажите ребенку, что можно одну и ту же фигуру сделать из пластилина и из бумаги, т. е. пластическим и силуэтным способом.
Для аппликации необходимо заранее сделать заготовки, которые будут наклеиваться на бумагу, а для фигуры из пластилина нужно приготовить какие-то дополнительные предметы. Например, вы решили, что такой фигурой будет снеговик.
Загадайте ребенку загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глазки - угольки,
Губы - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой?
После того, как ребенок угадает загадку, покажите ему на картинке снеговика, обсудите с ним, из каких частей состоит снеговик (из каких форм). Когда снеговик будет склеен и слеплен, спросите у ребенка, чего не хватает снеговику и какой нравится больше - из пластилина или из бумаги.