Екимова Елена Вячеславовна
Развивающая среда для организации опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду должна быть создана соответствующая развивающая среда : детская лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием, разнообразными видами материалов, местами проведения исследований, в ней ребенок может совместно с педагогом и другими воспитанниками ДОО проводить опыты, обсуждать результат с друзьями и воспитателем, фиксировать его в карточках или альбоме.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования.
В мини-лабораториях может быть выделено:
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
1) место для постоянной выставки;
2) место для приборов;
3) место для выращивания растений;
4) место для хранения природного и бросового материалов;
5) место для проведения опытов;
6) место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.).
Оборудование лаборатории:
1) приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскопы);
2) разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
3) природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);
4) утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
5) технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.);
6) разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
7) красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
8) медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);
9) прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
Материалы для организации экспериментов :
1) камни, морская и речная галька;
2) разнообразные морские и речные раковины;
3) образцы песка, глины, почвы;
4) цветные прозрачные кусочки пластика;
5) семена разных растений;
6) кусочки коры разных деревьев;
7) деревянные дощечки, бруски, кубики;
8) магниты разного размера;
9) разные виды картона и бумаги;
10) разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.
Специфика организации исследований в лаборатории
Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми младшего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6-8 детей, с учётом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр-экспериментов проводятся 1-2 опыта с детьми младшего дошкольного возраста и 2-3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.