Наталья Ярина
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность организации и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.
Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка и важнейшее условие полноценного развития детей.
Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Темочки:
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2022
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Назначение логопедического кабинета
Основное назначение моего логопедического кабинета – создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС дошкольного образования: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Логопедическая работа направлена на коррекцию следующих речевых параметров:
Коммуникативно-речевых умений;
Развитие артикуляционной моторики и мимики;
Звукопроизношения;
Лексического развития;
Грамматического строя;
Слоговой структуры слова;
Фонематического слуха и восприятия;
Развитие связной речи;
Навыкам звукового анализа.
Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.
Задачи коррекционного обучения:
- воспитание активного произвольного понимания речи;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи
- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.
При создании развивающей предметно-пространственной среды я учитывала следующие принципы:
Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т. д.
Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.
Зона коррекции звукопроизношения «Королевство зеркал».
Оборудована большим зеркалом, расположенном на столе, переносным зеркалом и индивидуальными зеркалами для детей, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
А также детское трюмо для самостоятельного использования детьми для психологической разрядки.
Логопедические зонды, ватные диски, спирт, ватные палочки, салфетки, перчатки в специальных контейнерах.
Литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках, логопедическое лото.
Логопедические игры для автоматизации трудных звуков.
Зона развития мелкой моторики «Ловкие пальчики».
Содержит: разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, пазлы, мелкие игрушки, игры с прищепками, счётными палочками, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движений, пальчиковый театр, настольный театр, картотека пальчиковых игр, картотека игр и упражнений «Су-Джок», раскраски, обводки, штриховки.
«Чудо-дерево» (с пришитыми пуговицами и фруктами, связанными из пряжи) для развития мелкой моторики.
Зона развития фонематического слуха и фонематического восприятия
«Внимательные ушки».
В ней собраны детские музыкальные инструменты,схемы слов с различным положением звуков, «звуковые дорожки», пособия для выполнения звукового анализа, игры для определения места звука в словах.
Игра «Прицепи вагончики к паровозу»: к паровозу с заданным расположением звука в слове прицепляются соответствующие схеме вагончики с картинками.
Зона развития речевого дыхания.
Включает в себя соломинки для коктейля, самодельные вертушки и другие пособия для развития речевого дыхания, картотека дыхательной гимнастики.
Зона формирования лексико-грамматических категорий.
Содержит:
картинный материал на различные лексические темы;
предметные картинки по лексическим темам;
картотека лексико-грамматических игр;
настольные игры для развития лексико-грамматического строя речи.
Зона развития связной речи.
Сюжетные картинки для развития связной речи;
Картинки с последовательным сюжетом;
Набор иллюстраций по развитию связной речи;
Схемы для составления описательных рассказов;
Схемы составления предложений;
Театр бибабо;
Настольный театр;
Настольные макеты для составления рассказов.
Зона обучения грамоте.
Содержит игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения, кубики Воскобовича.
Наборы конструктора из ковролина: дома для букв с буквами, буквы, логопедический паровоз, звуковые гусенички.
Зона технических средств обучения.
В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных технологий. Логопедический кабинет оборудован специальным компьютером с подбором компьютерных программ и игр, принтером, сканером.
Зона информационно-методического оснащения.
Шкаф с систематизированным дидактическим материалом;
Документация логопеда;
Материал для диагностики, коррекции звукопроизношения, общего развития речи;
Паспорт логопедического кабинета;
Конспекты занятий;
Библиотека методической литературы.
Игровое сопровождение: межполушарные доски «Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Зигзаг», трафареты. Балансировочный комплекс (тренажёры для мозжечковой стимуляции по Бильгоу).
Консультативная зона: консультации для родителей, различные памятки, буклеты с игровыми заданиями на развитие ручной, артикуляционной моторики, лексики, грамматики, фонематического восприятия и прочее.
Список используемой литературы
Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. - № 1-2. – С. 14-25.
Жамойда Л. Н. Многофункциональное пособие «Звукобуквенный город» с 64. Научно- методический журнал «Логопед»№3/2011
Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.-120с
Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. - дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.-211 с.
Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды - дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 43-51.
Щелконогова Е. Н. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции Логопед. – 2011.- № 2. – С. 117-120.
Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М., 1997.