Альбина Гетт
Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Прошло ровно 2 года со дня моей первой публикации на МААМ «Мой логопедический кабинет»
Сегодня я хочу еще раз рассказать вам о предметно-пространственной развивающей среде своего логопедического кабинета, которая изменилась в связи с введением нового ФГОС.
(Смотрите Презентацию)
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Сухомлинский В. А. : “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. ”
Основное назначение логопедического кабинета:
создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушением речи обязательным условием, способствующим повышению эффективности коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация предметно-пространственной развивающей среды.
Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития;
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда;
обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возвастные особенности детей
При организации ППРС логопедического кабинета я соблюдала основные принципы ФГОС дошкольного образования: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей. В кабинете достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над доской, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета выкрашены в светло-зеленые тона.
Ежемесячно логопедический кабинет пополняется пособиями, сделанными совместно с воспитанниками и их родителями. Весь материал эстетически оформлен и систематизирован по темам; материал для игр расположен на нижних полках в доступном месте; дидактические пособия легко снимаются и переносятся во время игр; материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
За годы работы я создала такую развивающую среду, что дети идут в кабинет логопеда с желанием и радостью. Находясь в кабинете, моим воспитанникам комфортно и уютно. Предметно-развивающая среда обладает мобильностью, быстро реагирует на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка. Считаю необходимым обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы такими элементами, которые стимулируют познавательную, двигательную и иную активность детей.
Основными направлениями работы,
проводимой в логопедическом кабинете являются:
а) комплексное изучение детей;
б) обследование их речевого и психомоторного развития;
в) составление индивидуальных коррекционных программ на каждого ребёнка и перспективного плана работы по данным обследования;
г) проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий, направленных на:
-коррекцию нарушений звукопроизношений;
-коррекцию нарушений грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
-расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире;
-коррекцию звуко-слоговой структурой слова;
-профилактику нарушения чтения и письма, обучение грамоте;
-коррекцию нарушений мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи;
-развитие общей и мелкой моторики, дыхания, графический навыков;
-развитие пространственных и временных представлений;
-развитие всех видов памяти, восприятия, мышления;
-развитие конструктивной деятельности;
д) консультации родителей;
е) консультации воспитателей и специалистов ДОУ;
ж) ведение документации.
В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:
1. Коррекции звукопроизношения
2. Развития речевого дыхания
3. Развития мелкой моторики
4. Преодоления ОНР
5. Развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза
6. Формирования лексико-грамматического строя
7. Обучения грамоте
8. Развития связной речи
9. Методического сопровождения
10. Информационный центр
11. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.
1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся : зеркало, рабочий стол, зонды, комплексы артикуляционной гимнастики и практический материал, игрушка «Лягушонок» для проведения артикуляционной гимнастики, альбомы и картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, картотека упражнений по преодолению гиперсаливации, для растягивания подъязычной связки, профили звуков, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, звуковички –звуковые человечки (гласные и согласные звуки, логопедические тетради на звуки (свичстящие, шипящие, сонорные, аффрикаты, игры для автоматизации и дифференциации звуков, тексты для автоматизации поставленных звуков.
2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся мелкие предметы и игрушки, стихи и упражнения для развития ребенка (пальчиковой гимнастики, кольцебросы, лекала, цветные и простые карандаши, трафареты по лексическим темам, картинки для раскрашивания и штрихования, удочка с магнитами, материалы для самомассажа пальцев рук («шипованные» мячи, грецкие орехи, каштаны, наборы для вышивки, цветные шнурочки, мозаики, аппликатор Кузнецова, сухой бассейн.
3. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включает в в себя дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, мыльные пузыри, ромашка, птички, и т. д. детские музыкальные инструменты.
4. Центр по преодолению ОНР включает предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, загадки по лексическим темам, папки на лексические темы;
Игры на развитие развитие внимания, памяти, мышления:«Развиваем внимание», «Найди четвертый лишний», «Назови одним словом», «1000 занимательных игр», «Развиваем память», «Валеология», «Что перепутал художник» и т. д.
5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает сигнальные кружочки, кубики для звуко-буквенного анализа, «Птички», звуковые линейки, коврики, полоски для анализа предложений, цветные мячики, предметные картинки на дифференциацию звуков; тексты на дифференциацию звуков, игровой материал для работы над звуко-слоговой структурой слова, темпо-ритмической стороной речи «Делим слова на слоги», «Раз, два, три - слоги повтори».
6. Центр развития лексико–грамматической стороны включает альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет – Н. Э. Теремкова»,альбом по развитию речи –В. С. Володина, грамматика в картинках «Говори правильно», «Многозначные слова» ,«Антонимы», «Множественное число» ,«Словообразование», «Один-много», игры «Мир вокруг нас», «Развиваем речь», «Скажи по другому», «Слова наоборот»,«Говорящие слова» и т. д.
7. Центр обучения грамоте представлен букварем Н,С, Жуковой, буквами, кассами букв. Имеются: лото с буквами, кубики с буквами, схемы предложений, домино с буквами, игры «Найди и прочитай», «Я учу буквы», «Словарные слова», «Умные сказки»,
«От весны до осени», «Первые буквы», «Ребусы», книги для чтения, картинки с текстами для чтения, карточки для составления слов.
8. Центр развития связной речи
Здесь имеются предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки для развития связной речи, картинки с последовательным сюжетом, набор иллюстраций по развитию связной речи, схемы для составления описательных рассказов (мнемотаблицы, 4 пособия «Я учусь пересказывать» - Н. Э. Теремкова, 4 наглядно-дидактических пособия «Времена года», рассказы цепной структуры, игра «Что перепутал художник», «Глаголы в картинках»,веселые уроки «Противоположности», «Маленькие слова», «В парке», «Секреты предлогов и падежей»,«Занимаемся вместе» Н. В. Нищева -4 пособия
9. В центре методического сопровождения имеются альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования О. Б. Иншаковой, Нищевой Н. В., Г. Б. Бабиной, протоколы логопедического обследовавния дошкольников А. В. Мамаевой, речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 Н. В. Нищевой, речевые пробы и система оценки для экспресс-диагностики детей от 6 до 7 лет Фотековой, «Развитие речи» - система тестов для детей 5-7 лет С. Е. Гаврина справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; методическая литература по коррекции звукопроизношения; по преодолению ОНР (общего недоразвития речи); учебно-методическая литература по обучению грамоте;
учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.
10. Информационный центр, где размещаются документация логопеда: нормативно-правовая база. Законы РФ, положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ, функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ, должностная инструкция учителя – логопеда, паспорт логопедического кабинета, копии выписок ПМПК, речевые карты, годовой план, календарный план учителя-логопеда, режим работы, тетради детей, план по самообразованию, отчеты за год, папки работы с родителями и воспитателями.
11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.
Многофункциональные игры, сделанные совместно с родителями и детьми
(Смотрите Презентацию представленную на метод. объединении
учителей-логопедов г. Сосновоборска и г. Железногорска)
«У бабушки в гостях»«Зоопарк» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Ежики»«Полочки» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Сон» 8 вариантов «Корзинки»«Дружные пингвины»«Прищепки» «Футбол»«Слоговые пазлы» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Составь слово»«Подбери слово»«Почта» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Солнышко»
«Рыбалка» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Поезд»«Кто где живет?»«Подбери слово к схеме»«Цепочка слов»«Учимся читать и считать»«Карамельная страна»«Бродилки»«Соберем ягоды»«Пирамидка»«Собираем урожай»«Гусеница» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Собери букет»«Звуковые часы»«Две сестры»«Найди звук»
«Прочти слова по первым буквам»
Компьютерные игры: Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков всех групп, «Божья коровка»«Доскажи словечко»«Игры для Тигры»«Лягушка ловит комара»«Лягушка убегает от цапли»«Маски»«Многозначные ислова»«Мой, мая»«Накорми птиц»«Нелепицы»«Проверь себя»«Улей»«Что за стук» «Ходилки» «Дружные пингвины»«Прочитай по первым буквам»
Среда, окружающая детей в кабинете :
обеспечивает чувство психологической защищенности;
является средством полноценного развития воспитанников;
сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.
Таким образом, организация предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета для детей с нарушением речи направлена на вовлечение всех анализаторов в процессе восприятия и формирования предметных и пространственных представлений, а так же на овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.