Лучший педагог года

Игровые занятия с детьми дошкольного возраста «Развиваемся играя» (1 фото)

Лиджи-Горяева Елена
Игровые занятия с детьми дошкольного возраста «Развиваемся играя»
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые занятия с детьми дошкольного возраста «Развиваемся играя»

Аннотация: Материалы,приведенные в этой статье, имеют консультативный характер и адресованы в основном родителям. Это разговор с родителями о том, как стать ребенку другом, партнером по жизни, не умаляя его возможностей, как организовать самого себя, среду ближайшего окружения, его личного пространства, чтобы осуществлялась не только коррекцию, но и развитие, и становление личности ребенка. Речь о такой форме взаимосвязи с детьми с ОВЗ, как игровая деятельность, которая позволяет ребенку полностью раскрыться, познать окружающий мир, развивать восприятие, мышление, память, внимание, формируют навыки адекватного поведения.

Публикация «Игровые занятия с детьми дошкольного возраста „Развиваемся играя“» размещена в разделах

Ключевые слова: семья, любовь, личность, коррекция, развитие, игра, самостоятельность.

Семья – первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок после рождения.

Семья – это его крепость.

Внутри царят любовь и покой, где он чувствует себя нужным, любимым, где ему всегда комфортно, спокойно. Именно в семье его окружают люди, которые любят его, которых он любит сам, которым доверяет, люди в которых сконцентрирован весь мир, для него. И те ценности, которые он приобрёл в детские годы в семье, маленький человек сохраняет в течение всей последующей жизни. И поэтому важность влияния семьи, родителей в деле воспитания к ребенку формирования его личности, его дальнейшей социализации по своей значимости очень велика. В семье должен быть сформирован благоприятный психологический климат, должны быть добрые взаимоотношения между членами семьи.

Детство – один из важнейших этапов жизни ребенка, особенно ребенка с ОВЗ.

Это период начальной социализации, приобщения его к миру, культуре общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с основными сферами жизни – миром людей, предметов, окружающей природы и собственным внутренним миром.

Особенности этого возраста, заключаются не только в овладении знаниями и умениями, но и в становлении базовых характеристик его личности – самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально – психологических особенностей в общении с людьми.

Каждому человеку необходимо научиться самовыражению, правильному восприятию, пониманию окружающего мира. Неспособность ребёнка правильно выразить свои чувства, скованность или неадекватность речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми.

Непонимание другого человека порождает страх отчужденность и даже враждебность, агрессию.

Социальная адаптация ребенка с ОВЗ не осуществляется сама по себе, его надо учить оценке собственного положения в обществе, эффективному взаимодействию с другими людьми, адекватному восприятию себя и другого человека. Ребенку нужна деятельная помощь, активная созидательная среда, направленная на реализацию его возможностей и потребностей, а не только лечение и уход. Именно поэтому родителям, как и педагогам надо научиться ориентироваться в проблемах ребенка, как больших и малых, искать оптимальные пути решения этих проблем, создавать для этого необходимые условия, выбирать результативные способы и средства.

Как общаться со своим ребенком?

Как научить его жить в этом мире, научить элементарным навыкам и умениям самообслуживания, понятиям добра и зла «можно и нельзя»? Очень сложно ответить на эти вопросы, даже если речь идет просто о ребенке. А когда мы думаем о ребенке, имеющим проблемы в развитии, то ответы на эти вопросы обрастают множеством дополнений, советов, связанных с тем, чтобы учесть те или иные особенности, характеризующие его состояние. Проблему развития такого ребенка можно разрешить, научившись взаимодействовать с ним, любить его, принимая его таким, какой он есть, активно меняя условия его жизни. Необходимо запастись терпением, стать его постоянным партнером в освоении ребенком жизненных навыков и умений, направить его деятельность в нужное русло, организовать жизнь и быт так, чтобы он чувствовал ситуацию успеха, ощущая себя любимым и востребованным. Родители должны научиться относиться к ребенку как к личности, верить в его способность к развитию, искать совместно с педагогами и специалистами способы компенсации, нарушенных функций, создавать для этого развивающую среду. Чтобы вовлечь ребенка в этот процесс необходимо заинтересовать его, создать мотивацию, чтобы он сам получил удовольствие от совместной деятельности с взрослыми. У педагогов и специалистов есть свои, профессиональные формы и методы взаимодействия с детьми при организации коррекционно-воспитательной работы. Для родителей наиболее эффективным будет использование метода игровой деятельности. Игровую ситуацию можно создать в течение всех режимных моментов в жизни ребенка. Это знакомство с народными потешками, песенками, стихами которые используются в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаться: «Водичка, водичка…», «Кашку варили…», «Мойдодыр».

В младшем возрасте идет приобщение детей к народным игрушкам: это пирамидка, матрешка, каталкам и т. д. От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетание со словом, способом ориентировочных действий. Игра в повседневной жизни ребенка – это:

• форма, обогащающая опыт ребенка;

• способ развития интереса к жизни к окружающему миру;

• возможность делать тоже, что и взрослые, пусть даже и в игровой форме;

развитие ориентации в быту жизни;

• основа развития речи и коммуникаций.

При всем этом успешность, результативность совместной игровой деятельности зависит от многих условий.

Во-первых, это создание его комфортного жизненного пространства, моделирования предметно-развивающей среды. Предметная организация среды создает представление об устойчивости окружающего мира, стимулирует развитие предметного восприятия.

Второе, важнейшее условие – это организация общения с ребенком. Надо самому эмоционально настроиться на игру, так как от этого зависит эмоциональное состояние ребенка. Будьте доброжелательны не только внешне, но и внутренне, ибо ребенок ориентируется на ваше состояние. Он сразу почувствует вашу раздражительность, неуверенность и это обязательно отразиться на его поведении. Как старший, вы вступаете в роли партнера, который формирует мотивацию ребенка к игре, выбирает цели и средства, которые доступны ребенку.

Во всем остальном вы такой же участник игры, как и ребенок: собирайте пирамидку, стройте башню, хлопайте в ладоши. Вы – образец того поведения, которому подражает ребенок. По мере условия ребенком правил игры необходимо дать ему больше самостоятельности, активности. Надо быть внимательным к эмоциональному состоянию и поведению ребенку. Если ему не нравиться что-то, наскучило – надо постараться переключить его внимание на другую деятельность. Надо быть терпеливым, не торопить ребенка, дать ему возможность довести свои действия до конца, путь даже что-то сделано не так, Но главное – самостоятельно.

Нельзя фиксировать внимание ребенка на его неудачах, так как отрицательная оценка нарушит его эмоциональный настрой, посеет чувство неуверенности в своих возможностях. Поэтому необходимо оценивать, не боясь того что его ждет осуждение, негативная оценка. Необходимо стимулировать активность ребенка. Ваши комментарии должны создавать позитивный настрой у ребенка, подтвердить его успешность. Взрослый должен, комментировать все свои действия во время игры, четко проговаривая каждый шаг, называя все предметы, задействованные в игре. Всегда надо стараться сделать, спланировать игру так, чтобы начатое ребенком работа была доведена до определенного завершения. Если ребенок устал, капризничает, можно предложить завершить работу вместе, призвать на помощь ему мишку, зайку и т. д. Во время игры категорически нельзя кричать на ребенка, раздражаться, показывая, что вам все это надоело, некогда или устали.

Нельзя забывать о том, что любая наша инструкция, просьба, комментарии должны начинаться с обращения к ребенку по имени. Установление зрительного контакта для привлечения и удержания его внимания. При этом речь ваша должна быть четкой, короткой, содержать небольшое количество слов, доступное для понимания ребенка.

Для взаимодействия с ребенком есть разные виды игр и занятий. Это подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые игры. При этом идет коррекция и развитие способностей, умений и навыков ребенка, осваивать элементарный опыт, создаются условия для его переноса в повседневную жизнь. Так, например подвижные игры развивают координацию движений, основные виды движений: бег, ходьбу, прыжки, элементарную пространственную ориентировку (двигаться вперед, назад, вправо, влево, в заданном направлении); понимание команд, инструкций умений подчиняться правилам игры, действовать сообща с другими детьми по очереди. Перечень подвижных игр очень богат. С одним только мячом можно организовать множество действий: перекатывание друг другу, передача мяча, бросание вперед, вверх. Помимо всего этого, подвижные игры помогают ребенку избавиться от застенчивости. Он раскрепощается, более свободно выражает свои эмоции. Соблюдение правил игры вырабатывает со временем у ребенка самоконтроль, волевое качества.

Развитию общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации способствуют физкульт-минутки, речевые игры с движением, когда взрослый читает текст и совместно с ребенком выполняет движения соответственно содержанию текста. Это и ходьба, и общеукрепляющие упражнения в форме игры (птички полетели, ветряная мельница, море волнуется).

Развитие моторики пальцев рук достигается повторением определенных манипуляций пальцами рук. Это хорошо можно пронаблюдать при предметно практической игровой деятельности. Здесь речь идет о рисование, лепке, конструировании, аппликации. Всегда надо помнить один из основных принципов любой деятельности ребенка – это движение от простого к сложному. Для лучшего усвоения предметов окружающего мира, явлений природы желательно одну тему повторять в разных видах игровой деятельности : например, рисуем божью коровку, лепим из пластилина, собираем разрезную картинку с божьей коровкой, в подвижной игре, летим как божья коровка и т. д. Если ваш ребенок теряет интерес к игре, возможно, она просто слишком для него, или, наоборот, сложна. Поэтому в зависимости от усвоения тех или иных игровых, предметно-практических видов деятельности необходимо постепенно усложнят их, не забывая повторять раннее усвоенные, базируясь на них.

Необходимо обратить внимание родителей и на структуру построения игры.

Обязательно должна быть организационная часть т. е. введение ребенка в суть предстоящей деятельности, его мотивация, концентрация его внимания.

Далее основная часть, которая состоит из самой игры, беседы, комментария, которые объединены единым сюжетом. Общий сюжет помогает создать игровую ситуацию, подвигнуть ребенка к активности, к желанию принять участие в игре. В каждой игре обязательно комментарии, беседы, т. е. общение взрослого с ребенком. Это общение должно носить непринужденный, доверительный характер как у двух равноценных участников игры. Это позволяет ребенку чувствовать себя значимым, нужным, успешным, а отсюда как следствие развитие самооценки, самореализации. В завершении или заключительной оценки деятельности его пусть и маленьких, но достижений. Также необходимо придумать сюрпризные моменты.

Одной из важных мест в совместной игровой деятельности взрослого и ребенка занимает сюжетно-ролевые игры, т. к. здесь воспроизводятся бытовые ситуации. Ребенок воспроизводит действия взрослых в игровой форме, отражает их повседневную бытовую деятельность. Например, игра в больницу, где действуют врач и пациент.

В роли пациентов могут вступать мягкие игрушки: это доктор Айболит лечит зайчика, мишку.

Особое место у девочек занимают игры с куклами. (в гостях у Насти, день рождения Юлии, чаепитие, выход на прогулку). Знакомство с куклой – девочкой, с куклой – мальчиком, уметь различать и по внешним признакам: по одежде, прическе. Например, одень Машу для прогулки, причеши Дашу и т. д. Хорошо, там, где возможно по сюжету соблюдать соответствие, действия в зависимости от времени года. Например, одеваем куклу по сезону, что нужно одевать зимой, летом, почему? Зачем Кристине зонтик и т. д.

Есть много простейших ролевых игр.

Например, «Дочки-матери», «В магазине», «В парикмахерской», «Я - водитель» и т. д.

И всегда надо помнить, что взрослый это не наблюдатель и контролер, а участник этой игры.

Ребенок смотрит на него, подражает ему, получает эмоциональный заряд, с помощью игровых ситуаций и через игровые действия ваш ребенок усваивает нормы и правила взаимоотношений между людьми, это приветствие при встрече, прощение, при расставании, просьба, благодарность, сочувствие и помощь другому и многое другое. Все это в ваших руках, в ваших возможностях. Обязательно сопровождайте свои действия эмоциональными реакциями радости, удивления, восхищения. Стимулируйте ребенка к их отраженному воспроизведению при рассматривании готовых работ. Надо радоваться любому, даже маленькому достижению вашего ребенка, тому, что он сегодня улыбнулся вам в ответ, научился держать ложку, протянул руку, с просьбой «дом», вместе обращайте внимание на то, что у него получается лучше всего. Искренняя похвала близкого человека, радость от его успехов способна сделать больше, чем самое современное лекарство.

Подводя итог всему выше изложенному, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, особенно у детей с отклонениями в развитии. Она в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству, общению, социальной адаптации так как:

• способствует развитию внимания, памяти, коммуникативных способностей, интеллекта, мышления, усвоению нравственных норм, осознанию своего «Я» в качестве субъекта отношений; коррекции и развитию физических возможностей ребенка;

• позволяет, в свою очередь, социальному окружению адаптироваться к индивидуальным особенностям ребенка;

• позволяет ребенку перестраивать окружающую действительность по своему желанию, но в соответствии с общепринятыми нормами.

Литература:

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

2. Васильева М. А. игровая деятельность детей как средство воспитания и пути совершенствования руководства / Руководства играми детей в дошкольных учреждения. – М. : Просвещение, 1986. – С. 5-12

3. Гаспарова Е. Отображение социальных отношений в игре / Дошкольное воспитание, №8. – 1984.- С. 35-38

4. Коррекционно – игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. С. Ю. Кондратьева, О. Е. Агапутова.

Публикации по теме:

«Играя помогаем». Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: разностороннее,.

«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков «Развиваемся, играя!» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического.

Дидактическая игра «Умные машины» из серии «Мы развиваемся играя»Дидактическая игра «Умные машины» из серии «Мы развиваемся играя» Дидактическая игра «Умные машины» Цель: Создать условия для ознакомления детей с различными видами транспорта. Задачи: Формировать знания.

Фотоотчёт «Мы развиваемся играя»Фотоотчёт «Мы развиваемся играя» Развивающая игра для детей 5-6 лет «Сколько не хватает» Игра способствует - запоминанию образов цифр, - закреплению знания состава числа,.

Картотека подвижных народных игр «Развиваемся играя» Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых и интересных, а самое главное полезных для гармоничного развития ребенка, игр. Игра.

Картотека подвижных народных игр «Развиваемся играя» (продолжение) Народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли,.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые занятия с детьми дошкольного возраста «Развиваемся играя»
Опубликовано: 1 апреля 2023 в 01:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые занятия с детьми дошкольного возраста «Развиваемся играя»» (включая файлы) размещена пользователем Лиджи-Горяева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД