Ольга Богданова
«Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». В помощь логопедам
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед : Богданова О. В.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связной речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Публикация «„Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать“, В помощь логопедам» размещена в разделах
Для овладения навыков письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, не достаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до по поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружности, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей.
Таким образом, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
• Запускать пальцами мелкие волчки.
• Разминать пальцами пластилин, глину.
• Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
• Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение можно проводить сначала правой, а потом левой рукой.
• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
• Кистями рук делать «фонарики».
• Хлопать ладошками тихо и громко, в разном темпе.
• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.
• Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
• Заворачивать шурупы, гайки.
• Игры с мозаикой, конструктором, кубиками.
• Складывание матрёшек.
• Игры с вкладышами.
• Рисование в воздухе.
• Игры с песком, водой.
• Рисовать, раскрашивать, штриховать.
• Соединять по точкам.
• Продолжи узор.
• Дорисуй картинку.
• Резать ножницами.
• Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т. д.).
• Выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек.
• Складывание оригами из бумаги
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательные и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.
Например:
ОЛАДУШКИ
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки. (Загибать поочерёдно пальчики на обеих руках.)
Один Машеньке,
Один Коленьке…
(И т. д., перечисляя всех детей.)
ЗАМОК
На дверях висит замок. (На первую строчку – пальцы в «замочек».
Кто его открыть не смог? Затем стучат о стол «замочком».
Мы замочком постучали, Затем круговые движения «замочком», и показали
Мы замочек повертели, ладошки.)
Мы замочек покрутили
И открыли!
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котё нка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребё нка: «Иго-го!»,
Два тигрё нка: «Р-р-р!»,
Два быка: «Му-у!»,
Смотри, какие рога.
(На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.
(на первую строчку – по очереди загибает пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На шестую строку – загибать поочерёдно пальцы на левой руке. На последние строчки – помахать пальчиками обеих рук.)