Светлана Бондарева
Развиваем речевое дыхание
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.
Публикация «Развиваем речевое дыхание» размещена в разделах
Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного, является произвольным.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.
Правильно поставленное речевое дыхание помогает ребенку :
– правильно образовать звук;
– сделать речь плавной;
– говорить с нужной громкостью;
– выдерживать паузы в речи;
– выражать свои эмоции через интонацию.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Дыхательная функция нуждается в тренировке, при которой необходимо соблюдать следующие условия:
1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
2. Не следует добиваться полного выдоха.
3. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
4. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
5. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
6. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
7. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.
В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
• температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
• одежда не должна стеснять движений;
• не заниматься сразу после приема пищи;
• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:
• дутье через соломку в стакан с водой;
• надувание воздушных шаров;
• дутье на разноцветные вертушки;
• игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
• пускание мыльных пузырей;
• дутье на одуванчики весной.
«Немое кино»
Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
«Топор»
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.
«Задуй свечку»
Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Ему предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
«Накачать шину»
Ребенку предлагают накачать «лопнувшую шину». Он «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме приносит ребенку положительные эмоции, снимает напряжение и, самое главное, – способствует формированию правильного речевого дыхания. Указанные упражнения очень просты и не требуют специальной подготовки. Поэтому каждый из вас может использовать их в домашних занятиях с ребенком.