Инна Григорьева
Развиваем пальчики-развиваем речь
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
(И. И. Павлов)
Доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Публикация «Развиваем пальчики-развиваем речь» размещена в разделах
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.
Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Игры-упражнения, которые я использую, учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Мелкая моторика [/u]
-развивает координацию движений в пространстве;
-влияет на развитие воображения, памяти, внимания;
-развивает зрительную и двигательную память;
-способствует развитию чувства ритма, самоконтроля;
-подготавливает руку к письму;
-способствует полноценному и быстрому формированию речи ребенка.
Часто использую на занятиях массажер Су-Джок. Он просто незаменим
в коррекционно-педагогическом процессе. Су-Джок терапия – это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Задачи Су-Джок терапии:
•нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга;
• использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;
• содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
• совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
Закончить хочется словами И. П. Павлова: «…Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Предлагаю Вашему вниманию несколько простых упражнений,которые я часто использую на своих занятиях.
Упражнения для развития мелкой моторики
1. “Домик”
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)
2. “Ладошка”
С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
3. “Лезгинка”
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
4. «Кулачок - ребро-ладошка»
Кулачок, ребро, ладошка.
Я ползу как кошка.
Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.
5. "Симметричные рисунки"
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
6. «Зеркальное рисование»
Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
7."Ожерелье"
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
8. "Ухо-нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.