Марина Городилова
Игры для развития фонематического слуха у ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
У детей следует различать биологический «элементарный» слух, как способность слышать вообще (он имеется и у животных). С появлением ребенка на свет, разные звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка, т. е. у него начинает развиваться фонематический слух (он имеется только у человека). Способность различать фонемы (звуки, понимать смысл речи формируется на основе физического слуха постепенно. Постепенно фонематический слух появляется к одному году и формируется к пяти годам, когда у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом. Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введении их в речь и одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха у ребёнка» размещена в разделах
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1. узнавание неречевых звуков
2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
3. различение слов, близких по звуковому составу
4. различение слогов
5. различение звуков
6. анализ звукового состава слова
Давайте же приступим к развитию фонематического слуха у вашего ребёнка!
Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. Какие игры и упражнения можно проводить с ребёнком на первом этапе работы?
Игра "Солнце или дождик?"
Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
Игра "Солнце и дождик" достаточно простая, однако очень нравится деткам и проходит всегда весело!
Игра "Большой или маленький"
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) – большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Шумящие коробочки.
Два комплекта небольших коробочек из дерева, пластика, картона, керамики и металла наполнить различными сыпучими материалами. Можно
взять песок, крупу, скрепки, пуговицы, кнопки, соль, спички и т. д. Взрослый
трясет одну из своих коробочек, ребенок, закрыв глаза, внимательно
прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди
них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
Чудо - звуки.
Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Слушайте звуки на прогулке: зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Летом можно послушать, как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, звенят комары. Осенью шумит дождь, шуршат листья. В городе постоянный шумовой фон: машины, голоса людей и др.
Угадай, что звучало.
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и т. д. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами. Постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного – двух до семи – десяти.
Что как звучит.
Сделайте с ребенком «волшебную» палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку.
Цель 2 этапа: научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи: различение высоты, силы, темпа и тембра голоса.
Далеко - близко
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: "близко" - "далеко". Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход; какая дудочка играет - большая или маленькая.
Угадай, как надо делать
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: "Мелет мельница зерно". Ребёнок, подражая работе мельницы, должен делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы ("Наши ноги ходили по дороге") или даже стишки:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва-
Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопк)и
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять-
Кап, кап, кап, кап. (хлопки чаще)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (руки над головой)
Игра «Три медведя».
Взрослый рассказывает сказку "Три медведя", сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: "Кто это говорит?" Малыш угадывает медведей. Спросите, например:
- Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?
Взрослый должен следить, чтобы подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, он не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе, т. е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах. С детками постарше можно драматизировать эту сказку.
Цель 3 этапа: учить ребёнка различать слова, близкие по звуковому составу.
Ребёнок уже к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов.
Не ошибись
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Бумага". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.
Доскажи словечко
Взрослый читает фразы, стишки, а последнее слово договаривает ребёнок. В Африке найдем не раз мы кокос и …. (ананас).
Спорят брошки и заколки: у кого острей …. (иголки).
Ослик любит очень золотую …. (осень).
Можно предложить ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
Отругала мама зайку —
Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ (суп).
Цель 4 этапа: научить различать ребёнка на слух слоги и звукоподражания.
Кто как кричит?
Взрослый выставляет картинки и говорит: "Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори".
- Девочка заблудилась в лесу и кричит: "Ау!"
- Малыш плачет: "Уа!"
- Филин сидит на суку: "ФУ- фу!" и т. д.
Теперь я буду показывать картинку, а ты говори".
Повтори за мной
Взрослый произносит ряды слогов: ма, ма, ма; та-ту-то и т. д., а ребёнок должен чётко и правильно их повторить.
Будь внимательный
Произнесите несколько слогов (на-на-на-па) и предложите ребёнку определить, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па т. д.
Цель 5 этапа: научить ребёнка различать звуки нашего языка по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости, гласные – согласные.
Начинать нужно с различения гласных звуков.
Озвучим картинки
Дайте ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и. " Далее показывайте картинки, а ребёнок будет произносить звуки.
Прогулка на велосипедах.
- Взрослый говорит: "Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс. (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…" - Будь внимательным, если я покажу картинку с изображением насоса, скажи: ссс., а если с изображением шины - шшш. Подобным образом проводится игра "Жук и комар" со звуками ссс и жжж.
Угадай, кто поет?
- Поехал поезд в далекий путь: "т-т-т". Птичка песенку поет: "ть-ть-ть".
Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги: ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю, а дети показывают соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
Цель 6 этапа: научить ребёнка анализировать звуковой состав слова т. е. выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, последовательность звуков в слове и их количество.
Определи первый звук
Показать ребёнку картинку и предложить послушать её название. Звук необходимо протянуть, выделить из слова и ответить на вопрос: «Какой звук слышится в начале слова?». Затем предложить ребёнку самостоятельно называть картинку и определять звук.
Подобным образом можно поиграть в игры «Звук в середине слова», «Звук в конце слова», «Начало, середина, конец»
Мяч передавай — слово называй
Назовите слово на заданный звук и передайте мяч ребёнку. Ребёнок называет слово и передаёт мяч другому члену семьи. Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше).
Цепочка слов
Участники игры по очереди подбирают слова на последний звук в слове. Например: весна — автобус — слон — нос — сова…
Опыт, который приобретёт ваш ребёнок, намного облегчит его вступление в школьную жизнь. Вы играете. А в игре и сложное становится доступным. Будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Дайте ему
почувствовать, что эти игры - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Самое главное, верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!