Щанкина Олеся
Конспект НОД по развитию речи и основы грамотности в старшей группе «Ударный звук в слове»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи и основы грамотности
«Ударный звук в слове»
(Варенцова Н. С., Обучение грамоте, занятие 24)
Программное содержание :
Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова с заданным звуком.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
Освоение умения выделять ударный звук в слове.
Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения.
Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал
Демонстрационный: доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов.
Раздаточный: указки, четырехзвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов.
Ход занятия
Утреннее приветствие
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Ребята предлагаю Вам начать наше занятие с игры.
Ответы детей…
Звуковой анализ слова "мука". Дети выделяют ударный слог и ударный звук в слове. Затем по просьбе воспитателя переносят ударение на первый слог и объясняют разницу в значениях слов.
Воспитатель: Ребята загадаю Вам загадку. Отгадав ее узнаем, какие слова будем сегодня разбирать.
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(МУКА)
Воспитатель: А теперь, давайте разделим на слоги слово "МУКА". Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Сколько гласных звуков?
Дети: ответы
Воспитатель: Назовите их.
Дети: ответы
Воспитатель: Найдите ударный слог.
Дети: ответы
Воспитатель: Назовите гласный звук в ударном слоге.
(Воспитатель объясняет детям, что в ударном слоге всегда находится ударный гласный звук).
Дети: ответы
Воспитатель: Перенесите ударение на первый слог и объясняют разницу в значениях слов.
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а теперь пришла пора нам с Вами отдохнуть.
Физкультминутка «Пироги»
Мы печем отличные
Пироги пшеничные. (Лепим пирожки)
Тесто в кадке замесили, (Делаем вид, будто месим тесто)
Соль в солонке не забыли. (показываем, как солим тесто)
Взяли ложку с творогом: (берем руку воображаемую ложку)
Пирожок за пирогом! (хлопаем в ладоши)
Ну-ка, дай-ка, печка,
Пирогу местечко! (Показываем большой пирог)
Воспитатель: Ребята молодцы, продолжаем с вами играть дальше.
Педагог рассказывает детям о смыслоразличительной роли ударения и читает четверостишие:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука-
Поворам наука.
Я. Козловский
Игра "Назови слова". Сначала дети называют слова со звуком б, затем – со звуком бь.
Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали? Молодцы ребята, хорошо справились с заданиями.