Ирина Беляева
Развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки» (авторизованная программа)
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей.
Возрастной период от пяти до семи лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
Публикация «Развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет „Знайки и Умейки“ (авторизованная программа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь.
Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к обучению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми.
Предлагаемая программа направлена на развитие познавательной и произвольной сферы, на формирование мотивации к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, что позволит пройти успешную адаптацию к обучению в школе. Наиболее полное раскрытие познавательных, коммуникативных и творческих потенциалов личности дошкольника в МАДОУ № 395 определено через выбор приоритетного направления.
За основу взята программа «От рождения до школы» Веракса.
Программа включает в себя 36 занятий, расчитана на один учебный год,для будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 6 -7 лет, занятия проводятся один раз в неделю (1 занятие 30 минут). Диагностика осуществляется 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая и индивидуальная работа, диагностические, игровые занятия т. к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником. В процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и стимулируем мыслительные процессы. Сама же деятельность детей носит творческий характер. При составлении данной программы использовались материалы из разных источников.
Цель программы : подготовить детей к школе, поддержать его стремление и желание стать школьником.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь.
2. Активизировать познавательную деятельность и любознательность.
3. Формировать навыки самоконтроля.
4. Формировать и развивать эмоционально – волевую и поведенческую регуляции.
5. Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.
6. Повышать самооценку и развивать уверенность в своих силах.
7. Способствовать формированию физиологической и социально- психологической адаптации к школе.
Реализация компонента ДОУ осуществляется с учётом интеграции образовательных областей, по следующим направлениям: коммуникация, познание, социализация.
В качестве основных диагностических методов использовался следующий матриал:
1. Оценка сформированности мыслительных функций по методикам: «Четвёртый лишний», «Найди семью», «Последовательность событий», «Сравнение и различие понятий».
2. Исследование уровня слуховой и зрительной памяти с помощью тестов «10 слов при четырёхкратном предъявлении», «10 предметов».
3. Выявление конструктивных способностей с помощью методики «Разрезные картинки» (4 – 6 частей);
4. Исследование умения ориентироваться в пространстве (Ориентировка в сторонах тела и «Покажи, что находится в центре рисунка») .
5. Исследование временного восприятия (части суток, времена года) .
6. Исследование уровня развития внимания с помощью теста «Найди такую же картинку».
7. Определение школьной зрелости по ориентировочному тесту Кёрна – Ирасека (только с 6 лет)
Содержание программы :
№
п/ п Содержание:
1. Развитие восприятия.
Дифференциация различных свойств предметов. Апперцепция восприятия.
2. Развитие внимания.
Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание.
3. Развитие памяти.
Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память.
4. Развитие мышления.
Образное и логическое мышление, зрительное восприятиепространственно – орентированных структур, уровень обобщений и классификаций.
5. Развитие воображения.
6. Развитие мелкой моторики рук.
Календарно-тематический план
№
занятия Содержание занятия
1. 1 Беседа: «Школа»
2 Упражнение на орентировку в пространстве.
3 «Помоги Незнайке разложить вещи»
4 «Найди ошибку»
5 «Найди отличия»
6 «Нарисуйка»
2. 1 «Назови одним словом»
2 «Найди лишнее»
3 «Помоги Щенку поймать бабочку»
4 «Чего нехватает»
5 «Найди отличия»
6 «Нарисуйка»
3. 1 «Назови обратное действие»
2 «Найди лишнее»
3 «Помоги детям поймать воздушного змея»
4 «Найди пару»
5 «Чего не хватает?»
6 «Нарисуйка»
4. 1 «Назови одним словом»
2 Беседа: «Что такое лето»
3 «Помоги насекомым попасть домой»
4 «Найди пару»
5 «Нарисуйка»
5. 1 «Назови одним словом»
2 «Найди лишнее»
3 «Замени точки кружочками»
4 «Найди кружочки»
5 «Чего не хватает»
6 «Нарисуйка»
6. 1 «Назови одним словом»
2 «Найди лишнее»
3 «Поставь заплатку»
4 «Кто где живет?»
5 «Нарисуйка»
7. 1 «Назови одним словом»
2 «Найди отличия»
3 «Найди одинаковых рыбок»
4 «Найди фигуры для домика»
5 «Из чего сделан цыпленок»
6 «Нарисуйка»
8. 1 «Назови одним словом»
2 «Подбери к шарфику шапочку»
3 «Найди фигуры для скворечникаи рыбки»
4 «Найди лишнее»
5 «Что было сначало, что - потом»
6 «Нарисуйка»
9. 1 «Назови одним словом»
2 «Найди лишнее»
3 «Поставь заплатку»
4 «Подбери к чайнику чашку»
5 «Угадай что нарисованно»
6 «Нарисуйка»
10. 1 «Назови детенышей»
2 «Найди лишнее»
3 «Угадай какая лампачка горит»
4 «Найди одинаковые юбочки»
5 «Найди одинаковые картинки»
6 «Нарисуйка»
11. 1 «Назови детенышей»
2 «Кто где стоит?»
3 «Угадай какая лампачка горит»
4 «Подори флажоки и шарики детям», «Раскрась березки»
5 «Подумай и нарисуй»
6 «Нарисуйка»
12. 1 «Назови птенцов»
2 «Кто где стоит?»
3 «Что было сначало, что - потом»
4 «Помоги малышам найти свою маму»
5 «В гости к пяточку»
6 «Нарисуйка»
13. 1 «Кто где живет?»
2 «Помоги заблудившимся животным»
3 «Помоги малыу найти свою маму»
4 «Когда это бывает?»
5 «Нарисуйка»
14. 1 «Кто где живет?»
2 «Чего не бывает?»
3 «Найди лишнее»
4 «Найди одинаковые снежинки»
5 «Помоги кролику спрятаться от лисы»
6 «Нарисуйка»
15. 1 «Назови голоса животных»
2 «Помоги принцу спасти принцессу?»
3 «Раскрась мячики»
4 «Помоги братцу кролику»
5 «Нарисуйка»
16. 1 «Назови голоса животных»
2 «Помоги котенку»
3 «Найди ошибку»
4 «Найди отличия»
5 «Раскрась роботов»
6 «Нарисуйка»
17. 1 «Где видели?»
2 «Посмотри на картинку и скажи»
3 «Расставь значки»
4 «Найди одинаковые бабочки»
5 «Нарисуйка»
18. 1 «Где видели?»
2 «Кого догонит Тобик?»
3 «Найди лишнего котенка»
4 «Раскрась по образцу»
5 «Найди котят»
6 «Нарисуйка»
19. 1 «Закончи предложения»
2 «Найди лишнее»
3 «Найди одинаковых рыбок»
4 «Помоги гусинеце добратся до яблока»
5 «Подумай и нарисуй»
6 «Нарисуйка»
20. 1 «Где ты видел?»
2 «Найди одинаковые коврики»
3 «Найди отличия»
4 «Раскрась по образцу»
5 «Найди сочетания как в образце»
6 «Нарисуйка»
21. 1 «Узнай предмет по описанию»
2 «Волшебные очки»
3 «Найди одинаковых рыбок»
4 «Найди такой же предмет»
5 «Выбири фигуру»
6 «Нарисуйка»
22. 1 «Узнай предмет по описанию»
2 «Рассмотри картинку и скажи.»
3 «Найди ошибку»
4 «Раскрась по образцу»
5 «Нарисуйка»
23. 1 «Узнай предмет по о частям»
2 «Волшебные очки»
3 «В гостях у инопланетян»
4 «Найди такой же предмет»
5 «Выбири фигуру»
6 «Нарисуйка»
24. 1 «Закончи предложение»
2 «Найди пару»
3 «Выбири фигуру»
4 «Наши помошники пальчики»
5 «Назови предмет»
6 «Нарисуйка»
25. 1 «Закончи предложение»
2 «Отметь по образцу»
3 «Помоги собачкам вернутся домой»
4 «Раскрась одинаковые домики»
5 «Посели зверей в теремок»
6 «Раскрась по образцу»
7 «Нарисуйка»
26. 1 «Назови одним словом»
2 «Найди ошибку»
3 «Помоги бабочкам»
4 «Помоги Алисе»
5 «Найди одинаковых бабочек»
6 «Нарисуйка»
27. 1 «Отвечай -ка»
2 «Расмотри картику и ответь.»
3 «Помоги бабочкам»
4 «Помоги Сове добраться до кролика»
5 «Найди ошибку»
6 «Нарисуйка»
28. 1 «Закончи предложения»
2 «Найди пару»
3 «Найди ошибку»
4 «Раскрась шарики»
5 «Раскрась домик»
6 «Нарисуйка»
29. 1 «Назови профессию»
2 «Найди картинкам место»
3 «Кто с чем играет»
4 «Раставь значки»
5 «Нарисуйка»
6 «Нарисуй под диктовку»
30. 1 «Назови профессию»
2 «Расмотри картику и ответь.»
3 «Расставь значки»
4 «Нарисуй кораблик»
5 «Нарисуйка»
6 «Нарисуй под диктовку»
31. 1 «Кто, что делает?»
2 «Ребусы»
3 «Найди отличитя»
4 «Лабиринт»
5 «Свободное место»
6 «Нарисуй фигуру»
7 «Нарисуйка»
32. 1 «Что из чего сделано?»
2 «Расмотри картику и ответь.»
3 «Нарисуй фигуру»
4 «Раскрась по образцу»
5 «Домик для винипуха»
6 «Нарисуйка»
7 «Нарисуй под диктовку»
33. 1 «Что из чего сделано?»
2 «Расмотри картику и ответь.»
3 «Раскрась кубики»
4 «Сложи узор»
5 «Обведи по пунктиру»
6 «Нарисуй под диктовку»
34. 1 «Назови обратное действие»
2 «Расмотри картику и ответь.»
3 «Поможем Алеше»
4 «Подумай и нарисуй»
5 «Обведи по пунктиру»
6 «Нарисуй под диктовку»
35. 1 «Поговорим о школе»
2 «Найди и обведи»
3 «Рисуем радость и грусть.»
4 «Что такое школа»
5 «Подумай и нарисуй»
6 «Рисуем лицо детям»
7 «Обведи по пунктиру»
8 «Нарисуй под диктовку»
36. 1 «Отвечай-ка»
2 «Расставь значки»
3 «Пустая клеточка»
4 «Полянка»
5 «Смотри внимательно»
6 «Что сначало, что потом»
7 «Шарики и гномики»
Итогом реализации программы должна стать готовность ребенка к дальнейшему обучению в школе:
• личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания;
• интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям, появление осмысленного первичного представления о мире;
• социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками.
• физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
К концу года дошкольники овладевают возможностью:
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• выявлять признаки сходства и различия между двумя и более предметами;
• выделять одинаковые и лишние предметы из группы предметов;
• объединять различные предметы в группы;
• выявлять логические несоответствия в рисунках или рассказах и т. д. ;
• формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.