Дарья Бурцева
Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте
Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В его процессе человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения. [/h3]
В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия : зрительное, слуховое, осязательное (тактильное, вкусовое, обонятельное)
Темочки:
Развитие восприятия не происходит само по себе. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию определенных объектов, учит их выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Одна из важных задач учителя начальных классов – научить детей видеть, слышать, воспринимать предметы и явления.
У маленького ребенка восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего школьного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Надо учить детей при рассматривании наглядных пособий осматривать их в определенном порядке, определенной последовательности, учить отделять главное, существенное от второстепенного. При этом учитель, конечно, должен знать, какой запас представлений имеется у учащихся. В случае неправильного восприятия учащимися учебного материала учителю необходимо выяснить, что именно из прежнего опыта школьника мешает правильному восприятию.
Восприятие маленького ребенка, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие младшего школьника обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринимать объект - значит прикасаться к нему, потрогать, манипулировать им. Необходимо учить детей при просмотре наглядных пособий рассматривать их в определенном порядке, определенной последовательности, учить их отделять главное, существенное от второстепенного. В то же время учитель, конечно, должен знать, каким запасом идей обладают ученики. В случае неправильного восприятия учащимися учебного материала учителю необходимо выяснить, что именно из предыдущего опыта учащегося мешает правильному восприятию.
Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.
Показывая детям какие-нибудь предметы для наблюдения, учитель спрашивает, на что они похожи. Установив сходство, необходимо добиваться, чтобы ученики смогли указать и на различия между предметами. Также важно как можно больше органов чувств включать в наблюдение, чтобы ученик посмотрел, послушал и, если надо, пощупал предмет. Постепенно необходимо переходить от описания воспринимаемого к его объяснению.
Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Существует множество полезных специальных игр, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты их сходства и различия. Однако лишь в процессе обучения младший школьник систематически приучается к наблюдению как целенаправленной и организованной деятельности.
Например, перед показом картины, следует провести с ними беседу, рассказать предысторию. Для того, чтобы они поняли, что должны увидеть на ней. Такая предварительная беседа поможет ученику, во-первых, сравнить то, что он представлял, с тем, что он увидел, во-вторых, при восприятии новых для него предметов и процессов обращать внимание не на мелочи и второстепенные, но яркие детали, а на главное, существенное.
Наблюдательность хорошо развивается и во время экскурсии на природу, на производство, в музей, картинную галерею и т. п. Все это воспитывает способность не только смотреть, но и всматриваться, не только слушать, но и вслушиваться.
Очень важно, чтобы дети в младшем школьном возрасте умели устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Такое умение наблюдается еще не всегда. В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм и звуков, и человечество только постепенно упорядочило их, сведя к сенсорным эталонам (это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов) — системам цветов, форм, звуков. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый, частичное сходство (яблоко круглое, но не настолько, как мяч) и несходство (шар и куб) предметов.
Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания : умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики. Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий младшие школьники анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.
1. Игра «Развиваем глазомер»
Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.
2. Упражнение «От маленького к большому»
Раздают карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов.
Задание: разложить предметы от самого маленького к большому.
3. Игра "Развиваем наблюдательность"
Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т. п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.
Список литературы
1. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М. : Просвещение. —352 с, ил. 1980
2. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для средних педагогических учебных заведений заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан; – М. : «Академия»,1999. - 464 с.
3. https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_poznavatiel_nykh_protsiessov_uchas
4. https://infourok.ru/pamyatki-po-razvitiyu-poznavatelnih-processov-uchaschihsya-voprosi-vospitaniya-mladshego-shkolnika-1307385.html
5. https://studbooks.net/1602671/psihologiya/rekomendatsii_roditeley_pedagogov