Получи документы

Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

Вера Тарасова
Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»- так писал В. Ф. Одоевский.

Размышляя над этими словами, можно сказать следующее: предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Публикация «Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» размещена в разделах

Согласно ФГОС в ДО (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. N 1155 г.) должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.

Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребенка.

Наше дошкольное учреждение активно вводит ФГОС. Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является использование здоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Таким образом, в соответствии с ФГОС вся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;

Для решения всех задач, необходимо иметь правильно-построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.

Таким образом, создавая здоровьесохраняющую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения, приобщения детей к физической культуре, к использованию развивающих форм оздоровительной работы; принципам формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым.

Для реализации этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий : медико-профилактические (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ); физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка); обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности); образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.). К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Предметно-пространственная среда должна быть :

- содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т. д.)

- трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

- полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т. д);

• вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

- доступной;

- безопасной.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей; реализацию различных образовательных программ; ну и конечно же сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно – развивающей среды групп детского сада в целом, способствующей формированию единой предметно – пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметно – развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, психологического и физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.

Предметно-игровая среда группы, в которой я работаю, организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группе созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек, а так же психологического и физического здоровья.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. Именно в игре, дети могут проиграть сложные психологические ситуации, которые помогают им эмоционально восстановиться.

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

- инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Все это укрепляет физическое здоровье детей.

Центр грамотности и уголок для чтения включают:

- пособия и материалы по развитию всех сторон речи, а так же различные детские книги и картотеки. Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т. д.). Что так же может эмоционально раскрепощать детей во время пребывания в ДОУ.

Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам формирование экологической культуры дошкольника, развитие элементарных естественно-научных представлений, элементарных представлений, об анатомии и физиологии человека);

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы: по рисованию, лепке, аппликации, книжки-раскраски, трафареты, фонотека музыкальных произведений, а так же различные виды театра. Эти зоны помогают снять стресс, страх, отчуждение. Можно провести ИЗО – терапию, или сказкотерапию, где нормализуется психологическое здоровье дошкольников.

Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал., дидактические игры. Что так же позволяет научить ребенка ориентироваться в пространстве, своем теле.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В первую очередь дети развивают общую и мелкую моторику, а так же учатся общаться между собой.

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в моей группе играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребенка, как психическое, так и физическое.

Список литературы.

1. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –https://goo.gl/VhpiUr

2. Комарова О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

3. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

4. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

Публикации по теме:

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей в летний период в соответствии с ФГОСВлияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей в летний период в соответствии с ФГОС Каждый год, как и все мои коллеги мы стараемся как можно интереснее оформить наши летние участки. Но в этом году 16 июля в нашем детском.

Алгоритм деятельности ДОУ по совершенствованию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре ООП ДО Образовательная область «социализация» тесно связана с другими образовательными областями, поскольку ребенок постоянно налаживает отношения.

Развитие личности ребенка в условиях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО Самой важной задачей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья.

Изменения организации предметно-развивающей среды с введением ФГОС При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО Консультация на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения.

Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС .

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях перехода на работу по ФГОС 1Вашему вниманию предлагаю Инновационный проект Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях перехода работы по ФГОС ДО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
Опубликовано: 25 декабря 2015 в 07:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Вера Тарасова (УИ 402813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД