Татьяна Барабанова
Развитие эстетического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Каким должен быть человек? Как и когда формировать мировоззрение, его эстетические идеалы?
Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности: природы, быта, труда и общественной жизни и искусства: музыки, литературы, театра, произведений художественно- декоративного творчества. Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения.
Публикация «Развитие эстетического восприятия» размещена в разделах
Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребёнка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилось на научной основе, и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
В процессе формирования личности ребёнка важное место принадлежит художественной литературе. Книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни. Книга способствует появлению у ребёнка собственных суждений о прочитанном, потребности высказывания, развивает речь. Возникает детская художественная речевая деятельность, т. е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями в этом плане: придумывание загадок, рассказов. Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – всё это должно способствовать решению задач художественно- речевого воспитания.
Художественно- речевое воспитание направлено, прежде всего, на развитие любви и интереса к литературе. Возникший у ребёнка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствуют лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане.
Процесс этот трудоё мкий и длительный: от первых проявлений внимания ребёнок к слушанию потешек, сказок – к пониманию связи содержания и формы произведения, к творческому восприятию, умению выразительно исполнять его.
Приобретая навыки выразительной речи, ребёнок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Индивидуальное исполнение побуждает к поискам образных речевых средств, помогает выразить своё отношение к сюжету, персонажам.
В детском саду дети также знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение к окружающей жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации. Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.
Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.
Обстановка и предметы, окружающие ребёнка в детском саду, несут определённую воспитательную функцию. Их целесообразность, эстетическая продуманность свидетельствует о стремлении создавать необходимые условия, как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей. Использование предметной среды как средства художественного воздействия предполагает гармоничное сочетание предметов и интерьера.
Литературно- художественная деятельность детей в детском саду связана, как уже говорилось, прежде всего, с развитием их речи.
Умело подобранный воспитателем тематический материал познакомит детей с творчеством разных писателей и поэтов, поможет сформировать у ребят эстетическое восприятие индивидуальной манеры художников, будет содействовать более органичному переходу к другим видам деятельности: изобразительной, строительным играм, развлечениям.
Особое место на книжных полках может и должно принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализованной деятельности детей, которая тесно связана с впечатлениями и знаниями, полученными из книг. Последние как бы являются толчком для перехода ребёнка к драматизированному обыгрыванию определённой темы или сюжета.
Театральное искусство оказывает воспитательное воздействие нравственной направленностью содержания разыгрываемых сюжетов. Однако восприятие нравственных идей через эстетическое переживание имеет огромную жизненную силу, поскольку в театральном искусстве все эстетические идеи раскрываются через живые, эмоциональные образы. Соединение нравственного и эстетического в деятельности детей является показателем их художественного развития.
Итак, для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длительный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.