Людмила Корнеева
Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от года до трех лет является важным периодом, который во многом определяет будущее психическое и физическое здоровье ребенка. По темпу скорости и развития овладения навыками и умениями ранний возраст не имеет себе равных в последующие периоды жизни человека. ; при этом развитие сопровождается невероятной уязвимостью физического,и психического благополучия. В этот период находящиеся в непрерывной связью с матерью дети особенно подвержены заболеваниям, очень чувствительны и эмоциональны.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время в условиях модернизации современного общества и ускорения темпов жизни, возникает необходимость скорейшего выхода матери на работу, и как следствие, посещение ребенком раннего возраста дошкольной образовательной организации.
Во первых происходит отрыв от матери, а привязанность к матери которая формирующаяся на первом году жизни, играет огромную роль в личностном,и психическом развитии ребенка и определяется не стремление к удовольствию (например пищевому, а в первую очередь необходимости в безопастности и защите.
Во вторых детский сад представляет собой систему, в которой ребенок усваивает нормы и требования общества, способы взаимодействия со сверстниками. Таким образом малыш сталкивается с совершенно иной системой правил и требований поведения.
В третьих у ребенка начинают формироватся отношения не только со сверстниками, но и с новым, поначалу незнакомым взрослым- воспитателем.
Воспитатель играет важную роль в формировании у ребенка представлений о нормах, и правилах поведения, и в зависимости от того, как ребенок относиться к нему, он может выполнять или нарушать его требования.
Воспитатель на момент отсутствия близкого человека в полной мере может удовлетворить потребность ребенка в защищенности, и безопасности.
На воспитателях групп раннего возраста лежит ответственность за благополучное течение процесса адаптации. Успешность адаптации зависит не только от специфики педагогического общения, но и от уровня подготовки, и квалификации воспитателя. Педагог, Работающий с группой раннего возраста, должен иметь развитые организаторские, и коммуникативные способности, высокую способность к эмпатии, быть чутким к малейшим изменениям состояния детей и ситуации в группе.
Основной задачей воспитателя является- создание условий для эмоционального благополучия, положительного самоощущения, и уверенности в себе каждого ребенка.
Педагог должен уметь слышать, наблюдать и понимать причины состояния ребенка независимо от их возрастных и индивидуальных способностей. Качеством необходимым для общения с детьми раннего возраста является эмоциональность. Поэтому воспитателю необходимо быть не только отзывчивым, обладать выразительной мимикой и речью, но и иметь способность понимать эмоциональное состояние ребенка и управлять им, т. е. обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций, и способность управлять ими.
Понимать свои и чужие эмоции означает что, человек сам может установить факт эмоционального переживания у себя или у другого человека, идентифицировать эмоцию, найти для нее словесное выражение и определить причины, ее вызвавшие.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность своих эмоций и их внешнее выражение.
Практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у воспитателей ДОО.
1. Необходимо быть внимательным к своему эмоциональному состоянию. Стараться понимать причины, вызвавшие эмоции. По возможности избегать ситуаций, которые могут привести к возникновению нежелательных эмоций.
2. Если такие нежелательные эмоции возникли, попытаться контролировать их. Постараться расслабиться, использовать дыхательное упражнение, проговорить вслух то, что вы чувствуйте.
3. При общении с детьми быть эмоциональными. Использовать живую мимику и выразительную речь.
4. Нужно быть внимательным к эмоциональным реакциям детей, наблюдать за малейшими изменениями самочувствия детей.
5. Необходимое умение слышать, понимать и наблюдать причины состояния детей, испытывающих трудности в период адаптации.
6. Стараться понимать и управлять эмоциями матерей, чьи дети испытывают трудности в адаптационный период. Эмоциональное равновесие и спокойствие родителей играет большую роль в нормализации состояния ребенка.
7. Постараться организовать для детей игровую деятельность. Организация досуга для детей играет большую роль в управлении их эмоциями. В период адаптации функция воспитателя не должна заключаться лишь в присмотре и уходе.
8. Нужно стараться быть