Любовь Джумагазиева
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста – это первостепенная задача ФГОС ДО и ведущее направление профессиональной деятельности педагога-психолога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. /Л. Выготский /
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Работа по развитию эмоциональной сферы ведется по четырем основным направлениям: развитие у детей способности понимать собственные эмоции; развитие способности понимать эмоции окружающих людей; развитие эмпатии; развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Задача педагога, психолога обогатить и расширить понимание эмоций и чувств у детей, дать понять, как они влияют на взаимоотношения. Это возможно через знакомство и актуализацию ситуаций возникновения различных эмоций, объектов (процессов, вызывающих различные чувства. Чаще всего для этого используются: личный опыт ребенка, опыт других людей (сверстники, взрослые, опыт персонажей различных историй (литературных произведений и мультфильмов, с помощью которых актуализируется то, в какой ситуации (когда) радуются, грустят или удивляются. При взаимодействии этих трех источников и происходит естественное обогащение понимание ребенком эмоций и чувств.
Как показал опыт психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста достаточно эффективно, на этом направлении работы, могут использоваться различные приемы мнемотехники. Использование мнемотаблиц расширяет возможности развития детей, так как дает возможность развивать эмоциональную и познавательную сферу одновременно, и позволяет решать целый комплекс развивающих задач :
• Обогащает понимание эмоций и чувств через знакомство, актуализацию ситуаций возникновения различных эмоций и объектов (процессов, вызывающих различные эмоции и чувства. Это происходит за счет использования картинок, образов, символов, которые связанны с различными эмоциями;
• Способствует не только накоплению и обогащению словаря детей, за счет слов, обозначающих эмоции, чувства и их оттенки, а также развивает связную речь детей. Так как в процессе работы с мнемотаблицей, дети совместно с педагогом, обсуждают изображенные картинки, находят и устанавливают между ними причинно-следственные связи;
• Развивает экспрессивные средства выражения эмоций и чувств (мимика, жесты) и способствует формированию «экспрессивной грамотности», так как мнемотаблицы содержат пиктограмму (схематическое изображение) эмоции, а также изображения отдельных жестов, элементов мимики.
• Способствует развитию основных психических процессов – памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, мелкой моторики руки.
Использование приемов мнемотехники позволяет развивать эмоциональный интеллект в игровой деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, что способствует психическому и личностному росту ребенка.
Список использованной литературы:
1. Монина Г. Б. «Возрастные особенности развития эмоционального интеллекта детей». СПб. 2008 г.
2. Орехова О. А. Методика «Домики». Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка» СПб. Издательство «ИМАТОН» 2007 г.
3. «Практикум по возрастной психологии» под редакцией Головей Л. А. СПб, 2000 г.