Шигина Наталья Сергеевна
Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционального интеллекта является одним из приоритетных направлений в практике образовательных организаций.
С самого рождения ребенку доступны для выражения 6 базовых эмоций – радость, грусть, злость, интерес, отвращение и страх. По мере взросления, под воздействием воспитания и усвоения родительских моделей поведения, дети учатся выражать свои эмоции определенным способом (конструктивно или нет) или подавлять их, расширяют спектр эмоционального реагирования. Ребенок учится обращать внимание на переживания других людей, понимать их и адекватно реагировать. Именно эмоции выступают побудительной причиной поступков.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детей. Дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.
Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Для взрослого это означает умение понимать, что чувствует его ребенок, уметь ему сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей это качество означает способность сдерживать импульсы, самоконтроль, умение мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться с успехами и неудачами в своей жизни.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими.
Какие существуют способы развития эмоционального интеллекта?
• Учить ребенка проговаривать, что именно ему не нравится. Взрослый называет предполагаемую в данной ситуации эмоцию и предлагает приемлемый способ ее выражения (например, сжимать кулаки, топать ногами от злости, мять или рвать бумагу и т. д.). Взрослые делятся с ребенком своими переживаниями, называют их, объясняют причину. Видя такую модель поведения, ребенок учится понимать свое эмоциональное состояние и какие причины его вызвали, называть эмоцию и адекватно выражать ее.
• Читать сказки и обсуждать прочитанное. Например, зайчик плачет, что случилось, как ему можно помочь и т. п.
• Играть в сюжетно-ролевые игры, воспитывающие сочувствие и эмпатию, проигрывать ситуации из жизни, а потом устраивать обсуждение.
• Рассматривать свои лица в зеркале и пробовать изображать различные эмоциональные переживания, а затем называть их.
• Играть с детьми в «Угадай эмоцию». Взрослый изображает какую-либо эмоцию с помощью мимики, ребенок (или группа детей) угадывает ее, потом участники меняются ролями.
• Обсуждать, на что похоже ваше и ребенка настроение в данный момент (на журчащий ручей, солнышко, дождик и др., какого цвета настроение.
• Рисовать смайлики или выкладывать их из геометрических фигур и счетных палочек, делать аппликации лиц – радостных, грустных, сердитых, испуганных и др. Обсуждать, как выглядит та или иная эмоция, как она проявляется в мимике и жестах.
Начинать знакомство с эмоциями и их особенностями можно со следующих приё мов:
«Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т. д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.
Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.
Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.
Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.
Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.
Важно понимать, что эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста можно развивать, и это помогает им лучше адаптироваться к будущим вызовам и строить успешные отношения в обществе.