Галина Охлопкова
Развитие эмоционального интеллекта обучающегося специальной начальной школы с аутизмом (РАС)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционального интеллекта ребёнка с РАС
Доклад на методическом объединении учителей начальных классов
Охлопковой Г. Н., тьютора, учителя ГКОУ «Чкаловская школа – интернат»
Нижегородская область
Исходя из расчетов ВОЗ, в среднем на Земле 1 из 160 человек имеет расстройства аутистического спектра, следовательно, в России людей с аутизмом проживает более 900 тысяч человек, из них детей обучающихся в школах около 30 тысяч (по данным 2021г). Аутизм - неврологическое заболевание, связанное с развитием мозга. Аутизм влияет на то, как люди воспринимают других и общаются с ними, а также взаимодействуют со своим окружением.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта обучающегося специальной начальной школы с аутизмом (РАС)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Аутисты не похожи на остальных, общество зачастую их просто не понимает, потому что не умеет и не знает, как себя с ними вести. И взрослых, и детей считают полностью лишенными эмоций. Хотя это совсем не так. Независимо от степени тяжести заболевания, эмоциональная жизнь людей с аутизмом довольно непроста.
Для заболевания характерно нестандартное поведение и реакция. Нарушения в психоэмоциональной сфере ведут за собой проблемы в бытовой жизни. Людям с аутизмом свойственна стереотипность в действиях, различные страхи и сосредоточенность на каком-то одном предмете длительное время.
Типичным проявлением эмоций для аутиста может стать агрессия на прикосновения другого человека. Они не любят, когда им долго смотрят в глаза или надоедают с каким-либо вопросом.
Эмоциональным проявлениям подвержена и сфера самообслуживания. Например, если резко изменить привычный ритм жизни человека с аутизмом, убрать из рациона его повседневную пищу, поменять распорядок дня — это может вызвать бурную реакцию в виде самоизоляции или агрессии. Для людей с аутизмом любые перемены в привычном им мире вызывают страх и непринятие.
Распространены примеры из жизни, когда человек с этим заболеванием панически боится прикосновений или проявлений ласки других людей. У него вызывает страх громкие звуки и резкие движения. Причем, если говорить о легкой стадии, сам человек-аутист может прекрасно осознавать свое состояние. Однако, модель поведения, которая прочно закрепилась в его жизни, он поменять не в состоянии.
Нередко, чертой эмоционального проявления детей с аутизмом может быть негативизм по отношению к просьбам или требованиям. Такие люди не терпят принуждения и стараются уйти от ситуации, которая требует подчинения. Одним из проявлений может быть невозможность работы в коллективе и выполнение слаженных действий в команде.
Ребенок с аутизмом все время находится в рамках определенного стереотипа, который диктует его поведение. Близких родственников или привычных взрослых такие дети оценивают, как неотъемлемую часть жизни. Например, школьник с аутизмом все время старается держать возле себя привычного взрослого и действовать только определенным образом, при этом он испытывает чувство тревоги, когда привычного взрослого нет рядом.
Аутисты и обычные в нашем понимании люди испытывают одинаковые эмоции, насколько вообще два человека, вне зависимости от их типа, могут испытывать одинаковые эмоции. Умение понимать слова, обозначающие эмоции, и способность испытывать эти эмоции — не одно и то же. У многих аутичных людей бывают проблемы с пониманием абстрактных понятий, в том числе слов, обозначающих эмоции. Например, взрослая девушка с РАС так сказала о себе; «Я поняла значение слова «ярость» лет в 15, но впервые испытала эту ярость ещё в раннем детстве».
Аутичные люди, как и обычные, являются отдельными личностями. Они по-разному чувствуют, по-разному запоминают и выражают свои эмоции. И, конечно же, одно и то же событие может вызвать у разных аутичных людей разную реакцию.
Не стоит забывать о том, что окружающая среда, в которой живут люди с РАС, была создана с расчётом на обычных людей. Мы живём в городах, приспособленных к особенностям сенсорного восприятия людей с обычной нормой. Более того, аутичным людям с повышенной сенсорной чувствительностью крайне сложно находиться в большинстве заведений. Учителей, врачей, специалистов по кадрам, психологов, даже официантов — их всех учили работать с нормотипичными людьми, оценивать людей по общепринятым стандартам и учитывать в своей работе потребности обычных людей.
Многим людям из категории ОВЗ, в том числе с аутизмом, сложнее получить качественную медицинскую помощь, сходить в магазин, поступить в ВУЗ, устроиться на работу.
Из-за этого некоторые из людей с аутизмом могут быть более эмоциональными, чем принято в нашем обществе. Не из-за того, что у аутистов «так устроен мозг», а из-за того, что мы живём в мире, где потребности «особенных людей» не учитываются. Если бы мы, обычные люди, оказались в мире, где всё рассчитано на аутистов, нам, вероятно, тоже было бы нелегко.
Важнейшим условием для социализации детей с ОВЗ в нашем обществе, как и для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) является эмоциональный интеллект. Умение распознавать эмоции и управлять ими часто недооценивают. А ведь это одна из составляющих успеха человека как в жизни, так и в будущей работе.
У детей же с РАС наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим (В. В. Лебединский, О. С. Никольская). Как отмечает С. С. Морозова, «ребенок с аутизмом в возрасте 5 лет по своему эмоциональному развитию может находиться на уровне двух-трех месяцев, по речевому развитию - на уровне года, по развитию зрительного восприятия – на уровне 4 лет, по развитию моторики – на уровне 3 лет».
В отличие от нормотипично развивающих сверстников, детям с РАС наиболее чаще присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Относительно детей с РАС специалисты применяют термин «эмоциональная холодность», которая в свою очередь может создавать трудности в установлении положительной коммуникации с окружающими. При организации работы с ребёнком – аутистом, педагогам не стоит забывать о том, что «эмоциональный возраст» ребенка с РАС может быть значительно меньше реального биологического возраст. Ребенок с РАС имеет трудности в различении эмоционального состояния окружающих по их мимике, жестам, движениям, поэтому чаще всего у ребенка могут отсутствовать адекватные эмоциональные реагирования в различных ситуациях. Детям достаточно сложно угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и реагировать в соответствии с этим смыслом.
В современной научной среде под эмоциональным интеллектом понимается способность человека распознавать не только свои собственные эмоции, намерения, мотивацию и желания, но и других людей. Эмоциональный интеллект – термин, который появился в современной науке совсем недавно, - около 30 лет назад. До этого времени считалось, что эмоциональный интеллект у человека появляется в процессе жизни, сам собой, и он не требует развития и дополнительной тренировки. Но учёным не давал покоя вопрос, почему люди с высоким уровнем интеллекта (IQ) не достигают успеха в своей жизни?
Первые концепции эмоционального интеллекта возникли в 1990 году, когда Петр Сэловей, Джон Майер опубликовали свою статью «Эмоциональный интеллект». По П. Сэловею, «эмоциональный интеллект» включает в себя такие способности как: точное распознавание собственных и чужих эмоций, эмпатию, управление своими и чужими эмоциями, стратегическое использование эмоций в целях мотивации к решению задач. Высокий эмоциональный интеллект считается с первобытных времён главным навыком выживания, - благодаря ему человек быстро адаптируется в критической ситуации, умеет договариваться с людьми, располагать к себе.
Этими же учеными была разработана первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект условно делится на 4 компонента:
восприятие – способность определять собственные эмоции и эмоции других людей по выражению лица, голосу, жестам, мимике и т. д. ;
понимание – способность к установлению причинно–следственных связей между эмоцией и событием, вызвавшим её;
управление – способность контролировать собственные эмоции, а также использовать чужие эмоции для достижения определённых целей;
стимулирование мышления – способность направлять эмоции в нужное полезное русло (творчество, спортивные достижения и др).
На первый взгляд, всё это кажется высшим пилотажем, однако, все эти 4 компонента эмоционального интеллекта проявляются у обычного ребёнка в той или иной степени уже с 3-х летнего возраста. Детей не зря называют маленькими психологами и манипуляторами, - они чувствуют «слабые» места родителей и умело давят на них, выпрашивая сладкое, новую игрушку или маму 24 часа в сутки. Это и есть эмоциональный интеллект ребёнка. А если его умело развивать, то шансы на успех во взрослой жизни увеличатся в разы.
Проблема развития эмоционального интеллекта исследуется как многими зарубежными (Д. Гоулман, Г. Орме, Д. Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг и др.) так и отечественными (Л. С. Выготский, Г. Г. Горскова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн И. Н. Андреева, О. В. Хухлаева и др.) уч ными.
Некоторые авторы рассматривают эмоциональный интеллект как основное условие успешной жизнедеятельности человека (Р. К. Купер, А. Саваф, Д. Гоулман, X. Вейзингер). Другие же (Дж. Сиаррочи, Ф. П. Дин и С. Андерсон) считают его предпосылкой физического и психологического здоровья человека.
Исследования М. Н. Андерсон, А. В. Добрина, С. В. Ильиной, А. К. Мазиной и др. указывают на то, что наиболее благоприятным периодом для развития эмоционального интеллекта является детство. Так же изучением данного феномена в детском возрасте занимаются Ю. Б. Гиппенрейтер, О. А. Путилова, Л. М. Новикова, М. А. Нгуен, Д. В. Рыжов и другие. Они придерживаются мнения, что процесс развития эмоционального интеллекта возможен лишь при создании специально организованных условий обучения и воспитания. Стоит отметить, что именно в дошкольном возрасте формируется большинство эмоций, появляются эмоциональные новообразования, приобретаются новые интересы и потребности. Однако у детей, имеющих проблемы как в физическом, так и психическом развитии, могут отмечаться нарушения в эмоционально-волевой сфере: слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, либо наоборот вялость, апатия и т. д.
Специалисты в области педагогики и психологии (О. К. Агавелян, Н. И. Кинстлер, Н. Л. Коновалова, Д. И. Намазбаева, С. Н. Сорокоумова, Е. В. Хлыстова и др.) определяют эмоциональный интеллект как своеобразный компенсаторный механизм социальной адаптации детей с ОВЗ, поэтому активно изучают и определяют методы и средства развития эмоциональной сферы у детей данной категории.
Проведенный анализ литературы показал, что на данный момент недостаточное количество практических разработок, направленных на развитие эмоционального интеллекта обучающихся с РАС. Разработки в основном касаются нормотипично развивающихся обучающихся, так обеспечение психологических условий для развития эмоциональной сферы младших школьников исследуют Е. В. Белинская, О. В. Хухлаева, Н. П. Локалова, С. Г. Якобсон. Проблема эмоционального самочувствия детей во время занятий затрагивается в работах М. В. Корепановой. Согласно мнению многих исследователей, план развития эмоционального интеллекта основывается на создании программ развития эмоциональной сферы детей, которые в основном направлены на коррекцию негативных психологических состояний: борьбу со страхами, снижение агрессивности, улучшение взаимоотношений с окружающими и т. д. Однако данный подход невозможно применить в работе с детьми с РАС, так как у детей данной категории отмечаются нарушения во всей аффективной сфере.
Зачем эмоциональный интеллект надо развивать детям:
это повысит коммуникативные навыки ребёнка, буквально научит дружбе и любви;
позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них;
научит разбираться в людях – распознавать хорошие и плохие качества;
повысит продуктивность в учёбе, поможет установить контакт с учителями;
укрепит лидерские качества ребёнка, уверенность в себе и своих силах;
позволит оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.
Дети с высоким эмоциональным интеллектом становятся лидерами в компаниях, к ним инстинктивно тянуться другие ребята, более слабые эмоционально. Они способны организовывать общественную деятельность, решать проблемы коллектива, не боятся брать на себя ответственность, поэтому в будущем добиваются с лёгкостью для себя руководящих должностей.
Эмоциональный интеллект очень тесно связан с психическим здоровьем – чем он выше, тем более уравновешен человек, менее подвержен развитию психосоматических заболеваний, а, следовательно, способен к созданию крепкой семьи и счастливых здоровых отношений. К тому же способность разбираться в людях увеличивает его шансы на поиск подходящего партнёра. Успех в личной и социальной сферах на 80% определяется развитием эмоционального интеллекта (ЭИ, и только на 20% - уровнем классического интеллекта.
Признаки низкого эмоционального интеллекта.
Низкий ЭИ у ребёнка определяется характерными признаками:
Он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям, его не трогает чужое горе или печаль;
Ребёнок не способен контролировать собственные эмоции (агрессию, раздражение, радость или обиду, не понимает, к чему может привести его несдержанность;
Не склонен к компромиссам, не принимает во внимание интересы других людей;
Ребёнку не свойственно говорить вам о своих чувствах, он не может сказать, что ему горько, обидно или весело;
Если у школьника нет таких признаков, значит у него высокий эмоциональный интеллект, а вы инстинктивно развиваете его в верном направлении. Если же вы регулярно наблюдаете эти признаки, не отчаивайтесь – никогда не поздно начать развивать ЭИ. В союзники всегда надо брать родителей.
Способы диагностики ЭИ у детей.
Когда термин «эмоциональный интеллект» прочно закрепился в психологии, учёные стали искать способ измерить его. По аналогии c коэффициентом интеллекта (IQ) ввели коэффициент эмоционального интеллекта (EQ).
Измерить EQ предложили уже известным способом, как у детей, так и у взрослых, - тестированием. Точные тесты EQ длятся долго и состоят из сотни вопросов, поэтому детям дошкольного и младшего школьного возраста, предлагаются более упрощенные варианты - короткие тесты и простые.
На начальном этапе, педагоги или по вашей просьбе родители могут сделать это сами, не выходя из дома, пройти тест EQ в сети. Сегодня в сети (например https://child-class.ru/raskraski/test-na-emocionalnyy-intellekt-dlya-detey?ysclid=lhgg1yznct929785929) можно найти массу онлайн тестов с мгновенным подсчётом результатов. Однако подобные тестирования могут быть необъективными. Наиболее полную оценку ЭИ можно получить в результате комплексной диагностики у школьного психолога.
Способы развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте, которые используем мы.
После кризиса трех лет, когда ребёнок всё желает сделать наперекор родителям, а те, в лучшем случае запаслись терпением и переждали этот период, наступает ключевой этап развития личности – активная социализация. Ребёнок идёт в детский сад, где учится общаться в коллективе на протяжении целого дня и без мамы. Это очень эмоциональный период, когда дошкольник испытывает колоссальный стресс, учится контролировать свои чувства, гнев и агрессию. И вот он приходит в школу.
Школьный возраст (7 – 12 лет)
В школе ребёнок выходит на совершенно новый уровень развития эмоционального интеллекта. Ему становится доступно, пусть не всегда, понимание чувств других людей. Он учится ставить себя на их место, сопереживать им, видеть их ошибки, давать оценку чужим поступкам.
Начальная школа способствует развитию положительных качеств ребёнка: доброты, отваги, чести и сострадания. Благодаря изучению сказок, притчей, басен, младшие школьники знакомятся с понятием морали. В процессе общения с одноклассниками и учителями у ребят развиваются коммуникативные навыки, они всё больше отдаляются от родителей и становятся самостоятельными.
1. Школьная программа даёт большое поле для постоянного общения. Обсуждаем сказки, читаем стихотворения, потешки или поем песенки, участвуем в школьных праздниках. Фольклор сочетает в себе полезные знания, эмоциональный сюжет и яркие эмоциональные события – всё, что нужно ребёнку для формирования высокого уровня ЭИ в первые школьные годы.
2. Стараемся обсуждать мультфильмы и короткие рассказы с уроков чтения, выясняем, кто прав, кто неправ, как верно надо было поступить, в чём неверное решение героя и т. п.
3. Не стоит игнорировать состояние подопечного. Надо, чтобы он осознавал своё состояние и мог поделиться с вами своими обидами, недомоганиями, желаниями. Чтобы понимать чужие эмоции и чувства, школьник должен научиться распознавать и понимать свои чувства и ощущения.
4. Нельзя обесценивать чувства и желания подопечного. Вместо фразы «Не важно, что ты хочешь, - просто это нужно сделать», лучше использовать дружественную фразу – просьбу «Я понимаю, что ты не хочешь, но иногда нам приходится делать то, что необходимо. Поэтому давай постараемся всё закончить вместе с ребятами».
5. Комментируя тот или иной поступок, желательно говорить только о самом поступке и чувствах, которые он в вас вызвал, например, «Ты поступил некрасиво, и это меня огорчило» вместо «Ты очень невоспитанный человек, мне крайне стыдно за тебя».
6. Чаще интересуйтесь настроением, спрашивайте, что он чувствует в разных ситуациях, обсуждайте события, которые произошли в школе или в классе – так идет направляющая помощь в преодолении трудностей общения, подсказка в чём он прав или неправ.
7. Будьте откровенны и честны, пусть школьник сразу, и лучше из ваших уст, узнает о несовершенстве мира. Не нужно ограждать его от всех бед, но надо учить его в любой ситуации искать позитивные моменты.
Когда приходится обучать ребёнка сдерживать негативные эмоции, контролировать свои чувства, не надо забывать, что:
детям полезно «выпускать пар», это помогает стимулировать работу мозга и помогает снять нервное напряжение, подвижные игры для ребёнка – лучшее лекарство от негатива, стимулируют физическую активность, а командные - ещё и коммуникативные навыки развивают;
чтобы гнев и обида не копились, полезно их уравновешивать позитивными эмоциями и добрыми делами, например, после неприятной ситуации можно школьнику предложить покормить птиц, положить в птичью кормушку кусочки хлеба или семечки, и его стресс отступит.
Занимаясь развитием эмоционального интеллекта ребёнка в тесном контакте, не надо забывать про динамику, другими словами, упражнения должны увеличиваться не только во времени и сложности, но и подкрепляться поощрением.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Айман Экфорд «11 фактов про эмоции, чувства и их проявление у аутичных людей» URL:https://mel.fm/blog/ayman-ekford/40387-11-faktov-pro-emotsii-chuvstva-i-ikh-proyavleniye-u-autichnykh-lyudey?ysclid=lhg6xys2v1894035299
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта /И. Н. Андреева. — СПб. : БХВ-Петербург, 2012. –288 с.
3. Волошина Н. С. Эмоциональный интеллект ребенка на этапе дошкольного детства // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч. -практ. конф. № 22(33).
4. Данилова Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта младших школьников в условиях образовательного учреждения. / Н. А. Данилова // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2015. - № 7 - с. 128-130.
5. За последние пять лет число аутистов в нашей стране выросло в два раза
6. Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка? URL: https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-razvit-jemocionalnyj-intellekt-u-rebenka
7. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг [и др. ]. М. : Теревинф, 2005
8. Пискарева Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта/ Т. Б. Пискарева // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1998. – С. 199-200.
9. Показатели аутизма по странам 2023,
10. Тихоненкова И. С. Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 235- 238.
11. Юрченко. Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта младшего школьника с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования. URL: https://iro86.ru/images/Documents/2019/tn/2.12.%D0%AE%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf