Ковалева Елена
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представьте, насколько огромен мир детских эмоций! Ребенок беспрерывно испытывает гамму разнообразных чувств, которые стремительно меняются в ходе событий жизни. Одна и та же ситуация может быть воспринята и как успех, и как поражение. Почему?
Все просто - наша реакция на происходящее зависит от уровня развития эмоционального интеллекта. Чувствовать настроение других людей, понимать мотивы их поступков, осознавать и контролировать свои эмоции - это умения, которые закладываются именно в дошкольном возрасте, а степень их развития составляет коэффициент эмоционального интеллекта.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить добывать знания, развивать личность ребенка на основе универсальных учебных действий (предпосылок УУД-в дошкольном возрасте, формировать эмоционально и социально успешную и самодостаточную личность.
Все это привело нас к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые послужат развитию не только познавательных интересов, но и создадут условия, когда в ходе экспериментальной деятельности, каждый ребенок сможет познакомиться с эмоциями, испытав их наиболее ярко, при этом данный результат будет личностно-значимым для каждого. Ведь экспериментирование, наряду с игровой деятельностью, является одним из ведущих в дошкольном возрасте.
Поставив перед собой основную цель: создание условий для становления и развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в ходе познавательно-исследовательской деятельности, нами выделен ряд задач, которые решаются в ходе совместной деятельности с детьми, ряде совместных мероприятий педагогов и родителей.
Нами были изучены ряд методик, направленных на изучение и развитие эмоционального интеллекта – работы Д. Гоулмана, Д. Майера, Г. Гарднера, Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Систематизирован методический и дидактический материал, организована развивающая предметно-пространственная среда, способствующая решению поставленных задач развития эмоционального интеллекта.
Нас заинтересовала методика развития эмоционального интеллекта В. Шиманской «Академия Монсиков», целью которой является развитие самостоятельной и счастливой личности. Где процесс познания эмоций происходит в форме игры, как основного вида деятельности в дошкольном возрасте. Особенностью данной методики является использование Монсиков-сказочных персонажей, проводников в мире эмоций, которые помогают взаимодействовать с ребенком на понятном ему языке, соединяя мир волшебный (как будто, понарошку) и реальный. В игре с монсиками дети учатся понимать и распознавать свои и чужие эмоции, ставить цели и достигать их, преодолевать трудности, применять полученные знания на практике в реальной жизни.
В методике В. Шиманской представлено два направления по развитию эмоционального интеллекта для старших дошкольников – «География эмоций с Монсиками» и курс «Кругобуквенное путешествие с Монсиками».
Нами разработан курс занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта в ходе познавательно-исследовательской деятельности (Проект).
Опыт работы в данном направлении был неоднократно представлен на образовательных площадках различного уровня: в рамках муниципального образовательного проекта «Образовательная Весна 2021», во Всероссийской НПК с международным участием «Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях» и др.