Екатерина Некрасова
Развитие эмоций в практике логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоций в практике логопеда
«Мир — трагедия для тех, кто чувствует, и комедия для тех, кто думает» (Гораций).
Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием эмоциональной сферы ребёнка.
Публикация «Развитие эмоций в практике логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Запоминание различного по содержанию материала также, во многом зависит от его эмоциональной насыщенности, ребёнок в силу своего возраста не способен делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска.
Актуальность данной темы заключается в необходимости разработать определенную систему методов и приёмов организации работы по развитию эмоций у детей с речевыми нарушениями, как результат логопедического воздействия.
Развивать эмоции у детей нужно и полезно!
Что же такое эмоции?
Древних философов волновали вопросы о двойственной природе эмоций : психические переживания и различные телесные изменения.
Основные виды эмоций :
• Радость – появляется как следствие или преодоление чего–то, как результат событий и стечений обстоятельств.
• Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
• Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. Внешней причиной, которой должно быть что-то внезапное, неожиданное.
• Гнев – приводит к нарушению ясности мышления, «отравлению» отношений с другими людьми.
• Отвращение – понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет к депрессии.
• Стыд – внутреннее переживание, сфокусированное на неприятной ситуации.
• Вина – это обязательно осуждение своего поступка и самого себя.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речевую деятельность.
Умственное развитие ребёнка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее снижают.
Речевые процессы тесно связаны с эмоциями. Эмоции проявляются на всех этапах развития речи в онтогенезе.
Игры на развитие эмоций
1. «Угадай эмоцию»
Картинкой вниз на столе выкладываются изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети угадывают, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
2. «Лото настроения»
Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой.
Ведущий изображает или описывает одну из эмоций.
Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
3. «Как ты сегодня себя ощущаешь?»
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Ребенок выбирает ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.
4. «Встреча эмоций»
Используются разложенные на 2 группы карточки, просим представить, как встречаются разные эмоции : та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. А какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить!
5. «Рисуем свое настроение»
Просим ребенка нарисовать свою эмоцию сейчас, утром, вчера, когда его угостили конфетой и т. д.
6. «Зеркало»
Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию ( например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты, а другой придает своему лицу то же самое выражение.
7. «Тренируем эмоции»
Просим ребенка нахмуриться - как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая фея.
улыбнуться, как:
- кот,
- солнце,
- Буратино,
- хитрая лиса,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого обидели.
испугайся, как:
- потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился,
- как уставший воин после победы.
Интересных и плодотворных занятий!