Марина Кущенкова
Развитие экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие экологической культуры дошкольников
Сильное ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человека.
Публикация «Развитие экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, в связи с этим не случайно перед воспитателями встает задача формирования основ культуры рационального природопользования.
Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем.
Экологическое воспитание – достаточно молодое направление воспитательной работы по формированию экологической культуры, включающее знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах сохранения, интереса к природе, проблемам ее охраны, деятельности по сохранению и улучшению природной среды, навыкам культурного поведения в природе.
Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности.
Ребенку необходимо с раннего возраста показывать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш окружающий мир стал еще краше и богаче.
Формируя бережное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы дети поняли: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
Поведение маленького человека в природе подчас бывает противоречивым и сложным: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное и т. д.
Надо не забывать, что такое небрежное поведение объясняется отсутствием необходимых знаний.
При усвоении детьми экологических знаний, воспитании бережного отношения к природе существенную роль играют занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения. Дети знакомятся с многообразным окружающим миром живых организмов, со средой обитания и сложными их взаимосвязями. Все это позволит пробудить интерес к живому, научиться воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, слышать и охранять ее. Взрослые должны не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде – в нашем общем доме – и обеспечивать свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
Формы и методы подачи материала занятий рекомендуются в зависимости от психологических особенностей дошкольников. Поэтому занятия должны быть довольно разнообразны по своему содержанию, форме, организации, методам проведения. При их проведении часто используются такие приемы, как инсценировка, чтение стихов, сказок, викторина и т д.
Насыщенность занимательным материалом вызывает у детей внимание, любознательность и позволяет глубже изучить окружающий мир. При выборе различных форм работы учитывается уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки.
Таким образом, экологическое воспитание и привитие экологической культуры является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным и важным направлением воспитательного процесса.
Экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении жизни человека, но начало берет в дошкольном детстве, под руководством взрослого.