Светлана Курик
Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой - использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему обьективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется личность говорящего.
Публикация «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Особенности выразительности речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека, они помогают понять уровень его личностной и речевой культуры.
Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.
К вербальным средставам выразительности относятся :
1) звуковая выразительность, подразумевающая:
- четкую артикуляцию звуков;
- звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);
- интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции;
2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправленности, среди которых:
- эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезисы, фразеологизмов;
- изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.)
- функционально-стилистические возможности, основанные на дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и условий общения, от стиля языка;
3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора, анафора и др.)
К невербальным средствам выразительности относятся жесты, поза и мимика. Они оформляют высказывание внешне и обеспечивают точность интерпритации вербального сообщения.
Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.
Феномен выразительности речи определяется обьективными и субьективными факторами. Обьективность выразительности характеризуется выбором адекватных, т. е. обьективно соответствующих содержанию речи средств вербальной и невербальной выразительности. Субьективность выразительности обусловлена целым рядом причин: направленностью и силой личных эмоций человека; наличием определенных знаний о средствах выразительности и их значении, уровнем сформированности целого ряда специальных умений по их использованию; характером опыта самостоятельной речевой деятельности; индивидуальными особенностями человека.
В литературе выделяют различные показатели выразительности речи, но определяющими являются:
- логическая точность;
- уместность (способность передать содержание в соответствии с задачами и обстановкой сообщения);
- образность;
- эмоциональность;
- экспрессивность;
- индивидуальная оригенальность.
Таким образом, выразительность является важной качественной характеристикой, в которой проявляется индивидуальный стиль речи.
Для младшего дошкольного возраста характерна непосредственная, спонтанная выразительность речи, когда аффективные переживания преобладают над обьективным содержанием. Это придает речи эмоциональную насыщенность и аффективную окрашенность. Выразительность речи дошкольников данного возраста непроизвольна, оан является естественным следствием их собственных переживаний и эмоций.
В возрасте 5-6 лет детская речь становится менее эмоциональна, более осмысленной, сдержаной и регламентированной. Вместе с тем именно в возрасте 5-6 лет у многих детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи и литературного языка. По мнению А. М. Леушиной, у старших дошкольников появляется потребность «рассказать красиво», употребляя «взрослые» литературные слова. В силу этого дети начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи.
Таким образом, выразительность детской речи изменияется и развивается с общим ходом развития личности.
Однако эмоциональная чуткость сама по себе не гарантирует выразительности речи дошкольников. Этот процесс опосредован специальной целенаправленной педагогической работой.
Прежде всего выразительность речи должна развиваться в единстве с решением других речевых задач. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает детям употреблять точное по смыслу слово или словосочетание. Фонетическая сторона включает звуковое оформление высказывания, отсюда – эмоциональное воздействие на слушателя.
Грамматический аспект также важен, так как, используя разнообразные стилистические средства, дети оформляют высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Чтобы речь детей была выразительной необходимо использовать разнообразные средства.
Устное народное творчество.
На начальном этапе важно развивать художественное восприятие фольклорных произведений в единстве их содержания, формы и речевого воплощения.
Следующий этап – освоение дошкольниками способов выразительного воплощения художественного образа. Для этого используют игры-драматизации и ролевые диалоги. Затем особое значение будут иметь игровые этюды. В дальнейшем возможен переход к театрализованной игре с использованием макета-карты места действия большинства русских народных сказок и специального набора плоскостных игрушек к ней. Театрализованная игра может плавно подвести детей к более сложной форме игры – игре режиссерской (ребенок организует деятельность как творец, сценарист) это создает благоприятные условия для развития выразительности речи детей.
Заключительный этап развития выразительности связан с творческими проявлениями детей в двух видах деятельности: игровой и художественно-речевой.
Изобразительное искусство не менее важное средство развития выразительности речи. Это углубляет впечатление детей, заставляет находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений.
Развитию выразительности речи способствует также речевые игры, упражнения и творческие задания:
- образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов увеличительности, уменьшительности, ласкательности (береза-березка-березонька);
- выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова (худой-худющий, плохой – плохонький, полный – полноватый);
- подбор антонимов (один теряет, другой (находит, сахар сладкий, а лимон … (кислый);
- подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи (смелый – храбрый – мужественный – бесстрашный; дети – малыши – ребята – детвора);
- выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий (горячий) день;
- подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? – тихое, спокойное, лазурное);
Подбор слов-действий (листья падают, а еще что делают? – летят, шуршат, кружатся);
- подбор слов-существительных (чем это делают? Чем копают, рисуют и т. д.). «Назови что-нибудь деревянное (стеклянное, пластмассовое»);
- активизация глаголов («Кто что делает?»; «Кто как передвигается?»; «Кто как голос подает?»);
- речевые игры: «Кто внимательный (дети учатся слушать и выделять слова, противоположные по смыслу); «Кто больше вспомнит» (обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы); «Помоги Петрушке выбрать слово» (дети выбирают наиболее точное слово из 2-3 синонимов); «Как сказать по другому?» (называние одного из синонимов) и т. д.
В результате у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, что позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.
Игра для развития интонационной выразительности :
«РАССКАЖИ ПО - РАЗНОМУ»
Очень интересная, увлекательная игра, позволяющая детям научиться владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.
В этой игре можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую Ваши дети выучили наизусть.
Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании:
ВЕСЕЛО - ГРУСТНО - ГРОМКО - ТИХО - БЫСТРО - МЕДЛЕННО
Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением:
весёлого лица;
грустного лица;
лицо с пальчиком около рта (тихо)
лицо с широко открытым ртом (громко)
изображение ракеты (быстро)
изображение черепахи (медленно).
Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки взрослый меняет по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку).
Например:
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинка? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
Взрослый меняет карточки в течение стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию.
Эта игра вызывает много положительных эмоций у д