Виктория Захрямина
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста давно привлекает внимание педагогов и психологов. В работе с этой возрастной группой часто выявляется недостаточное развитие внимания. Поскольку дети старшего дошкольного возраста являются будущими школьниками, развитие внимательности играет ключевую роль в успешном обучении в младшем школьном возрасте.
Темочки:
Развитие внимания играет ключевую роль в формировании волевых качеств у ребенка. К ближайшему завершению дошкольного периода начинают проявляться признаки активного, произвольного внимания, связанного с осознанной целью.
При недостаточно развитом внимании у ребенка возникают трудности с концентрацией на задаче, что может привести к неполному выполнению работы или большому количеству ошибок. Также ему может быть сложно переключаться между различными видами деятельности.
Огромный вклад в изучение проблемы развития внимания внесли как отечественные, так и зарубежные психологи. Среди них можно выделить таких ученых, как Т. Рибо, Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. П. Рубинштейн, В. Вундт.
На современном этапе развития детского внимания особое внимание уделяют педагоги и психологи дошкольных учреждений РФ и РС (Я). Среди них выделяются ученые и практики, такие как В. В. Перевертайлова, Е. И. Дьяченко, Л. В. Маранцева, Е. Ю. Власова, С. В. Мхитарян и другие.
По мнению Н. Ф. Добрынина, внимание представляет собой направленность и сосредоточенность сознания, способствующие увеличению уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека. Благодаря вниманию человек способен отбирать нужную информацию, обеспечивать избирательность различных программ своей деятельности и поддерживать должный контроль над своим поведением.
В течение дошкольного возраста внимание детей постепенно эволюционирует от непроизвольного к произвольному. В начальном дошкольном возрасте детей привлекают новые и яркие впечатления, а также другие уникальные стимулы. Со временем внимание становится более фокусированным на объектах, вызывающих яркие и эмоциональные реакции, а также на раздражителях, которые имеют сигнальное значение благодаря своей прямой связи с потребностями ребенка. С развитием произвольного внимания дети способны направлять свои мысли на конкретные объекты и события, удерживая их внимание в течение определенного времени.
В своих работах выдающийся отечественный психолог Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание представляет собой особый вид психической деятельности, проявляющийся в выборе и поддержании конкретных процессов.
Современные исследования ученых сосредоточены на разработке методов планирования деятельности для дошкольников, способствующих развитию их внимания. Основные характеристики таких деятельностей включают гибкость, инициативность мыслительных процессов и способность переносить сформированные умственные действия на новые задачи.
Уровень развития внимания определяется формированием его основных свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Концентрация определяется степенью погружения человека в работу. Устойчивость внимания выражается во времени, проведенном в сосредоточенном состоянии на объекте, и в количестве отвлечений. Переключение внимания проявляется в переходе от одного объекта или занятия к другому.
В течение дошкольного возраста все свойства внимания постепенно развиваются : увеличивается его объем, возрастает способность к распределению внимания, в связи с автоматизацией многих действий ребенка внимание становится более устойчивым, а его произвольность возрастает. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевыми качествами личности дошкольника, пониманием значимости предстоящей деятельности и осознанием ее целей. Развитие свойств внимания тесно связано с общим умственным развитием ребенка.
Исследования педагогической деятельности показывают, что современные педагоги и психологи активно занимаются развитием внимания у детей дошкольного возраста через разнообразные методы и виды деятельности:
1) дидактические игры ( авторы: Перевертайлова В. В., Селитухина А. П.);
2) театрализованные игры ( автор: Алымов Е. В.);
3) сюжетно-ролевые игры ( автор: Власова Е. Ю.);
4) конструктивная деятельность ( автор: Мхитарян С. В.);
5) коррекционно-развивающие задания ( автор: Дьяченко Е. И.);
6) использование наглядности ( авторы: Маранцева Л. В., Петрикова Л. А.).
Давайте рассмотрим вышеупомянутые методы более детально.
Дидактическая игра – это многофункциональное и сложное педагогическое явление. Она представляет собой не только игровой метод обучения детей дошкольного возраста, но и форму обучения, самостоятельную игровую деятельность и средство всестороннего воспитания ребенка.
Одним из обязательных требований к дидактическим играм является активное участие ребенка в них. Иногда на практике игры сводятся к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают.
Для эффективного обучения детей необходимо создавать условия игры, в которой воспитатель не выполняет задания за них, а лишь помогает. Обучение должно проходить в форме игры, незаметно для детей. Подбирая дидактический материал и игрушки, важно продумать их размещение так, чтобы дети могли свободно использовать их. Коррекционно-развивающие задания направлены на исправление и развитие психических функций, связанных с органическими дефектами и личностными особенностями детей, которые могут затруднять процессы обучения и адаптации.
Играющая ключевую роль активная форма занятий, где дети вовлечены в решение сложных задач, оказывает значительное влияние на их развитие. При изучении картин возможно отвлечение внимания спустя 5-7 минут, если педагог ограничивается простым определением изображенных объектов. Однако, если предлагаются более сложные задачи, требующие поиска, анализа, сравнения различных элементов картины, установления взаимосвязей, обобщения и выводов, такие упражнения способствуют усилению и стабилизации внимания детей.
Театрализованная игра - это искусство импровизации, оживления предметов и звуков, которое объединяет детей между собой и с взрослыми в одно волшебное целое. Когда педагог становится партнером в игре ребенка, создается доверительная атмосфера, в которой ребенок может творить, фантазировать и воплощать свои идеи. Исследования показывают, что через игру ребенок узнает не только об окружающем мире и социальных нормах, но и о красоте межчеловеческих отношений. Он учится жить в обществе, строить взаимоотношения, что требует активного участия личности, развития внимания, воображения, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи и мимики. Это формирует умения и знания культуры поведения в детском коллективе.
Марина Дмитриевна Маханева подчеркивает, что театр является одним из наиболее демократичных и доступных видов искусства для детей. Он способствует решению многих актуальных вопросов в области педагогики и психологии, связанных с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных навыков личности, а также стимулирует развитие памяти, внимания, воображения, фантазии и инициативности.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой вид деятельности детей, в ходе которой они в условных ситуациях имитируют различные сферы взаимодействия и поведения взрослых. Целью этой игры является освоение основных социальных ролей и развитие навыков формального и неформального общения.
Отечественные психологи и педагоги выделяют уникальные особенности детской сюжетно-ролевой игры, отмечая ее особую структуру и специфические черты, которые делают ее отличной от других видов детских игр. Сюжетно-ролевая игра требует активности как умственного, так и двигательного плана, стимулируя у ребенка способности к переключению, распределению и сосредоточенности внимания.
Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте способствует появлению ключевых новообразований, а также формированию личностных смыслов, которые мотивируют к активной деятельности.
В работах ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина проведен детальный анализ развития сюжетно-ролевой игры, выявлена ее структура и описаны основные закономерности развития данного вида игры на протяжении дошкольного возраста. Исследователи подчеркнули важность игры в формировании основных психических новообразований у детей дошкольного возраста.
Конструктивная деятельность представляет собой практическую деятельность, направленную на создание определенного, заранее задуманного реального продукта, который соответствует его функциональному назначению.
Исследователи, изучающие проблему развития внимания у дошкольников, выделяют конструктивную деятельность как эффективное средство психолого-педагогического воздействия на ребенка. В процессе конструктивных игр происходит значительное развитие таких важных качеств, как сосредоточенность, устойчивость, распределение, объем, переключаемость и концентрация внимания.
Конструктивные игры представляют собой игры, в которых необходимо что-то построить, сложить или собрать из имеющихся деталей или элементов. Они способствуют развитию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, а также умению добиваться результата. Кроме того, такие игры учат действовать по образцу взрослого, следить за его действиями и подражать им.
Данный вид игры подробно изучен в отечественной дошкольной педагогике (работами таких авторов, как В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и другие).
Внимание дошкольника отражает его интересы к окружающим предметам и действиям, которые он с ними выполняет. Ребенок концентрируется на предмете или действии до тех пор, пока его интерес к ним не угасает. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко задерживаются на одном и том же долгое время. Учебные задания обычно содержат много новой информации, выполнение которых требует более длительной концентрации. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, необходимо развивать у детей.
Для успешного справления с этими задачами необходимо научиться управлять своим вниманием и подчинять его своей воле. Решить эту проблему может специально организованная педагогом деятельность, направленная на развитие и тренировку внимания у ребенка.
В течение дошкольного возраста все свойства внимания постепенно развиваются : расширяется объем внимания, увеличивается возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий, внимание становится более стабильным и произвольным. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых качеств личности ребенка, пониманием цели предстоящей деятельности и осознанием ее значения.
Систематическое применение изученных методов развития внимания у детей дошкольного возраста оправдано при их вовлечении в деятельность педагогов и психологов в дошкольных учреждениях. На основе анализа опыта современных специалистов мы разработаем программу коррекционного и развивающего воздействия, эффективность которой будет оценена по завершении практических занятий и экспериментальной работы.