Грачева Галина
Консультация для педагогов «Развитие устной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей с умственной отсталостью является фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности обучающихся в первом классе. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие устной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. Как показывают наблюдения (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, В. Г. Петрова, Л. Г. Парамонова) речь умственно отсталого учащегося 1 класса отличается ее качественным своеобразием. Встречаются нарушения связи слов в предложениях, краткость, сжатость изложения, фрагментарность, недоразвитие мотивационной стороны высказывания. У умственно отсталых детей отмечается, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности работы по развитию речи показали, что добиться положительного результата в работе с детьми с нарушениями речи можно, если включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее десятилетия и применяемых в работе с детьми с умственной отсталостью, имеющих недоразвитие речи, является использование сказки.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, и, как следствие, оказывают влияниет на развитие связной речи. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В. Гнездилов, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. Погосова, Т. М. Грабенко, М. А. Поваляева, Т. Сергеева, Д. Ю. Соколов, Г. Г. Чебанян, С. А. Черняева, О. В. Защиринская и многие другие.
Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у умственно отсталых учащихся 1 класса недостаточно разработаны. Следовательно, проблема развития и коррекции связной речи у умственно отсталых обучающихся является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.